Безопасность труда и охрана здоровья работающих в Алтайском крае

 
Дата проведения: 23 апреля 2019 г., 14:00-15:00
Всего принятых вопросов: 14
Участники:
Капура Надежда Арсентьевна
Начальник управления Алтайского края по труду и занятости населения
 
 
 
Сергей
21.04.2019 14:26
Здравствуйте. Работаю в транспортно-логистической кампании по обслуживанию крупных торговых сетей. Какие требования предъявляют к обучению сотрудников, ответственных за эксплуатацию промышленных стеллажей?
Отвечает Капура Надежда Арсентьевна
Здравствуйте, Сергей!
За эксплуатацию стеллажей отвечает назначенный приказом сотрудник из числа руководителей и специалистов. Закон не устанавливает конкретных требований по их обучению.
Освидетельствование стеллажей проводят сотрудники, которые обучены по охране труда. Не будет лишним изучить требования безопасности из правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах.
При желании работодатель может направить ответственного за эксплуатацию стеллажей сотрудника на повышение квалификации в области охраны труда.
А для того, чтобы ответственный работник мог осматривать стеллажи на высоте более 1,8 метра от пола, ему необходимо пройти обучение правилам охраны труда при работе на высоте, чтобы подтвердить свою компетентность удостоверением о проверке требований охраны труда и удостоверением о допуске к работе на высоте.
 
Татьяна, Алтайский край Поспелихинский район п. Гавриловский
21.04.2019 16:18
Здравствуйте,Надежда Арсентьевна. Вас беспокоит жительница п. Гавриловский Поспелихинского района.Дело в том, что в нашем посёлке, в складе, где находятся подсолнечник и пшеница, которые сдают в Алейск Зернопродукт имени Старовойтого, находятся ядохимикаты. После обработки полей пустые канистры не утилизируются должным образом. Часто их сжигают возле складов мех. тока и едким дымом приходится дышать животноводам, т. к. летняя ферма находится рядом, что говорить о механизаторах. Травят гербицидами возле деревни, в связи с чем сохнет в огородах урожай жителей. Думаю это всё влияет на здоровье работников посёлка. Как нам быть дальше?
Отвечает Капура Надежда Арсентьевна
Добрый день, уважаемая Татьяна!
Согласно Положению об управлении Алтайского края по труду и занятости населения (указ Губернатора Алтайского края от 11.12.2018 № 200), к компетенции Управления отнесены полномочия в области реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере труда, трудовых и иных, связанных с ними, отношений, занятости населения и защиты от безработицы.
Вопросы утилизации тары из-под пестицидов в компетенцию Управления не входят.
Вместе с тем информирую Вас, что гигиенические требования, направленные на обеспечение максимальной безопасности пестицидов и агрохимикатов для человека и среды его обитания на всех этапах обращения с указанными средствами, установлены СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов».
В Российской Федерации государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением требований санитарного за-конодательства осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере за-щиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы.
В этой связи Ваше обращение направляем для рассмотрения по принадлежности в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю.

 
Ольга
21.04.2019 17:27
В период летних каникул можно ли принять на работу подростка до 18 лет на должность «лифтер», если лифт не скоростной? Проведена спецоценка, данное рабочее место с допустимыми условиями труда.
Отвечает Капура Надежда Арсентьевна
Добрый день, Ольга!
Нет, не можете. При этом не имеет значения, скоростной лифт, грузовой или пассажирский. Работа в замкнутых пространствах несовершеннолетним запрещена постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2000 № 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет». В пункте 2073 раздела XLIII «Работы, выполняемые в различных отраслях экономики» указан прямой запрет несовершеннолетним сотрудникам работать в замкнутых пространствах.
 
Наталья
22.04.2019 09:30
Здравствуйте, Надежда Арсентьевна. Я сотрудник одной из районных больниц края. Помогите разобраться в таком вопросе – полагается ли бесплатная выдача молока или равноценных пищевых продуктов при наличии вредных производственных факторов в виде патогенных микроорганизмов
Отвечает Капура Надежда Арсентьевна
Здравствуйте, Наталья! В соответствии со статьей 222 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равно-ценные пищевые продукты.
Согласно пункту 2 норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов (приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 № 45н) бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов производится работникам в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда.
Право на бесплатную выдачу молока или иных равноценных пищевых продуктов реализуется в отношении работников, работа которых связана с наличием патогенных микроорганизмов на их рабочих местах.

 
Олег, курья
22.04.2019 12:47
специальная оценка условий труда какие  планируются изменения?
Отвечает Капура Надежда Арсентьевна
Добрый день! Уважаемый Олег!
В рамках реализации Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в 2019 году есть нововведения, а именно:
с 9 марта т.г. государственные и муниципальные учреждения при проведении специальной оценки условий труда обязаны заключать с организациями, проводящими специальную оценку условий труда, контракт на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Минтруда России от 24 декабря 2018 г. № 834н.
В целях контроля за соблюдением работодателем Федерального за-кона «О специальной оценке условий труда» Минтрудом России совместно с Федеральной службой по труду и занятости в 2019 году реализуется механизм предупреждения нарушений обязательных требований законодательства о спецоценке. Суть заключается в направлении работодателю предостережения о недопустимости нарушения требований охраны труда и устанавливается срок его устранения. И только в случае неисполнения работодателем предостережения к нему могут быть применены санкции, предусмотренные нормами статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 
Владимир
22.04.2019 14:32
Здравствуйте, я Владимир, специалист по охране труда. Разрабатываем на предприятии план улучшения условий и охраны труда. Рассчитываем, какую сумму средств необходимо предусмотреть на проведение специальной оценки условий труда. У нас имеются аналогичные рабочие места. Учитывается ли данный фактор при проведении спецоценки и каким образом?
Отвечает Капура Надежда Арсентьевна
Здравствуйте, уважаемый Владимир!
Наличие аналогичных рабочих мест учитывается при проведении специальной оценки условий труда на предприятии. Согласно пункта 1 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» спецоценка проводится в отношении 20 процентов аналогичных рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.
 
Юрий
22.04.2019 15:36
Здравствуйте, меня зовут Юрий. Слышал, что теперь законодательно закреплено право работников на освобождение от работы при прохождении диспансеризации. Так ли это?
Отвечает Капура Надежда Арсентьевна
Здравствуйте, Юрий!
Действительно, статья 185.1. Трудового кодекса Российской Федерации, введенная в действие Федеральным законом от 03.10.2018 № 353-ФЗ, регулирует гарантии работников при прохождении диспансеризации. Работники освобождаются от работы на 1 рабочий день 1 раз в три года с сохранением за ними места работы и среднего заработка.
 
Виктор Александрович, Алтайский край
22.04.2019 20:21
Уважаемая Надежда Арсентьевна!
                  Мой вопрос косвенно касается данной темы.Я совсем недавно выполнял трудовую функцию.
                    Обращаюсь к Вам так как считаю,что мои права были нарушены Вашим подразделением  в Алтайском крае. Я инвалид 3 группы, мне 63 года, 10 апреля 2019 я был уволен по сокращению штатов, 19 апреля обратился в районное подразделение службы занятости для регистрации гражданина в поисках подходящей работы. 22 апреля мне выдали решение об отказе в предоставлении  госуслуги  в соответствии  с пп. 40,41 административного регламента № 10 -01/142 от 03.07.2013,т.к я не смог представить программу реабилитации инвалида,  т.к для ее  получения необходимо было ехать в г.Алейск и выдается она в течение месяца, а ранее я не знал, что это обстоятельство станет препятствием для регистрации меня как ищущего работу. Мой бывший работодатель   о моей инвалидности не знал, так как эту личную информацию в соответствии с 23 статьей Конституции РФ и статьей 65 Трудового Кодекса я не представлял и льготами на работе не пользовался.
В соответствиим с федеральным стандартом предоставления этой услуги   достаточно  предоставить ПАСПОРТ  И для граждан, относящихся к категории инвалидов, дополнительно требуется наличие индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, выданной в установленном порядке*(11), или выписки из ИПРА.  Коли я не предоставил справку о наличии у  меня инвалидности,а это относится к моим личным  персональным данным, защищенным 23 статьей Конституции РФ  , то какое право РАБОТНИКИ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ имели требовать у меня программу реабилитации ?
Если, как они сказали, информацию о моей инвалидности они получили в порядке межведомственного взаимодействия, то что мешало запросить  ИПРА у федерального учреждения медико-социальной экспертизы в порядке межведа  в соответствии с тем же стандартом предоставления госуслуги(Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 ноября 2012 г. N 524н
"Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников"?

             Я отношусь к лицу нетрудоспособного возраста, поэтому мне не будет присвоен статус безработного гражданина, ни на какие выплаты от государства я не претендую, но я по Конституции РФ не лишен права на труд , и на гарантированную мне компенсацию в соответствии со статьей 178 ТК  среднего заработка за третий месяц .
Решение об отказе  в моей регистрации считаю не законным  и дискриментирующим меня как инвалида, на фоне  бурной деятельности государства по защите этой категории граждан.В соответствии  со статьей 3.1 Федерального закона  №181-ФЗ «О соцзащите инвалидов…  «В Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Для целей настоящего Федерального закона под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.
    Очень надеюсь ,Надежда Арсентьевна, на Вашу  помощь в регистрации меня как гражданина,обратившегося в поисках работы в соответствии с Правилами регистрации,утвержденными постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 №891 в срок до 24 апреля 2019 г (в этот период у меня истекают отведенные законодательством 14 дней  для регистрации). В противном случае я вынужден буду отстаивать  свои  права в суде , в том числе требовать компенсацию среднего заработка за третий месяц уже от службы занятости.
Отвечает Капура Надежда Арсентьевна
Добрый день! Уважаемый Виктор Александрович!
Согласно п. 3 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей рабо-ты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 № 891, постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости при предъявлении гражданами следующих документов:
паспорта гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий;
для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей заключение о рекомендуемом характере и об условиях труда (далее - ИПРА).
В соответствии с п. 27 Административного регламента предоставления государственной услуги «Содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников», утвержденного приказом УТЗН Алтайского края от 03.07.2013 № 10-01/142 (далее – Административный регламент), для принятия решение о предоставлении гражданам, относящимся к категории инвалидов, государственной услуги содействия в поиске подходящей работы требуется наличие ИПРА или выписки из ИПРА.
В случае отсутствия у органов службы занятости доступа к единой системе межведомственного электронного взаимодействия с федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, предоставляющим выписку в электронной форме (в Алтайском крае такой доступ отсутствует), граждане, относящиеся к категории инвалидов, представляют ИПРА.
ИПРА является обязательным документом и необходима для подбора под-ходящей работы в соответствии с состоянием здоровья гражданина, с рекомендуемыми условиями труда.
 
Ирина Лопухова (Баенкова), Барнаул, ИД "Алтапресс"
23.04.2019 09:38
1. Каков уровень траматизма на алтайских предприятиях по итогам 2018 года и в 1 квартале 2019 года?
2. Как менялся уровень травматизма на алтайских предприятиях за последние пять лет?
3. Каковы наиболее частые причины травматизма на алтайских предприятиях и какие травмы получают рабочие?
4. Какие меры принимаются, чтобы снизить уровень травматизма на производстве?
Отвечает Капура Надежда Арсентьевна
Уважаемая Ирина! Добрый день!
В 2018 году в Алтайском крае на производстве произошло 109 несчастных случаев, в результате которых 82 работника получили тяжелые травмы и 31 – погибли. В числе тяжело травмированных 14 женщин, среди погибших 3 женщины. Случаев тяжелого травмирования и гибели несовершеннолетних допущено не было.
За первый квартал 2019 года в регионе зарегистрировано 17 несчастных случаев, в результате которых 14 работников были тяжело травмированы и 6 – погибли.
Если проанализировать состояние производственного травматизма на предприятиях края за последние 5 лет, то динамика будет положительная. Так, если в 2014 году в крае на производстве тяжелые травмы получили 129 работников и 45 – погибли, то по данным за 2018 год (приведены выше) в почти в 1,6 раза снижен тяжелый травматизма и в 1,45 раза – смертельный.
Расследования несчастных случаев показывают, что основными причинами их являются: неудовлетворительная организация производства работ; недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда; нарушение правил дорожного движения; нарушение трудового распорядка и дисциплины труда; нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств; эксплуатация неисправного оборудования; неприменение работником средств индивидуальной защиты; нарушение технологического процесса.
Чаще всего в результате производственных происшествий работники получают сочетанные травмы, но имеют место случаи, когда происходят проникающие ранения глаз, травмирование рук или ног.
Чтобы снизить количество чрезвычайных ситуаций на рабочих местах, в крае проводится необходимая организационно-профилактическая работа. В их числе и завершающийся в крае месячник безопасности труда, который вот уже в 16 раз проводится в регионе к Всемирному дню охраны труда, ежегодно отмечается 28 апреля.
Объединяя усилия краевых органов власти, местного самоуправления, федеральных органов надзора и контроля, профсоюзов, работодателей по обеспечению здоровых и безопасных условий труда работников мы добиваемся главного – чтобы условия труда тружеников края становились комфортными и безопасными.
 
Александр
23.04.2019 14:22
Работаю водителем-дальнобойщиком. Недавно коллеги переда-ли, что работодатель обязывает всех пройти психиатрическое освидетельствование. Что за новость? Я при замене водительских прав обязательно прохожу психиатра и нарколога.

Отвечает Капура Надежда Арсентьевна
Добрый день, Александр!
Психиатрическое освидетельствование для ряда профессий обязательно. Оно проводится при приеме на работу и в процессе трудовой деятельности с периодичностью в 5 лет. Допускается внеплановое проведение психиатрического освидетельствования. Для этого необходима инициатива работника или предприятия.
Психические расстройства, как и другие заболевания, могут стать серьезным ограничением для ведения трудовой деятельности. Люди, страдающие психическими нарушениями, в профессиональном плане не могут быть связаны с источниками повышенной опасности из-за угрозы причинения вреда себе или окружающим. Также у таких людей часто отмечается снижение выносливости по отношению к различным производственным факторам (например, к шуму), что сказывается на результатах трудовой деятельности.
Необходимость прохождения психиатрического освидетельствования закреплена на законодательном уровне. При этом предусматривается ответственность для работодателей, допустивших персонал к работе без документа, подтверждающего проведение экспертизы, если занимаемая должность входит в перечень профессий, подлежащих психиатрическому освидетельствованию.
Перечень профессий, попадающих под требование прохождения психиатрической экспертизы, довольно обширный и утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 № 377.
Исходя из положений указанного документа, предусмотрено обязательное психиатрическое освидетельствование водителей.
Таки образом, Ваш работодатель поступает законно.
 
Виталий
23.04.2019 14:29
Подскажите, если мы 1 декабря 2018 года организовали новое рабочее место, то обязаны ли были провести на нем спецоценку до 31 декабря 2018 года? Сейчас работодатели опасаются больших штрафов за ее отсутствие.
Отвечает Капура Надежда Арсентьевна
Здравствуйте, Виталий!
Нет, не должны. Поскольку создано новое рабочее место, на котором ранее не проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда, не назначались гарантии и компенсации.
Руководствуясь Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», если рабочее место было впервые организовано, то специальную оценку условий труда необходимо провести не позднее 12 месяцев с момента создания такого рабочего места. Дата ввода этого рабочего места и будет точкой отсчета для проведения на нем внеплановой спецоценки.
 
Павел, Первомайский район
23.04.2019 14:31
Я индивидуальный предприниматель, работников не имею. Должен ли я проводить специальную оценку условий труда?

Отвечает Капура Надежда Арсентьевна
Добрый день, Павел!
Проводить специальную оценку условий труда Вы не должны. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации 16.01.2019 даны разъяснения по данному вопросу. Так, в случае если у индивидуального предпринимателя отсутствуют наемные по трудовому договору работники, то специальная оценка условий труда у него не проводится.
 
Лидия Николаевна
23.04.2019 14:35
Добрый день. К вам обращается Лидия Николаевна, руководитель торговой организации. В нашем коллективе несколько работников предпенсионного возраста. Лечение в санатории работники проходят крайне редко, так как не всем доступны дорогостоящие путевки. Действительно ли сейчас санаторно-курортное лечение работников предпенсионного возраста может финансироваться за счет средств социального страхования?
Отвечает Капура Надежда Арсентьевна
Уважаемая Лидия Николаевна, добрый день!

Вы правы. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03.12.2018 № 764н «О внесении изменений в Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. № 580н» расширен перечень предупредительных мер, финансируемых за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Так, по новым правилам теперь за счет страховых взносов могут финансироваться расходы на санаторно-курортное лечение работников предпенсионного возраста (не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством).

Причем если работодатель направляет дополнительные средства на санаторно-курортное лечение этой категории работников, максимальный объем финансового обеспечения предупредительных мер для такого работодателя может быть увеличен до30 % суммы страховых взносов, начисленной за предыдущий календарный год (в общем случае это показатель составляет 20 % этой суммы).
 
Галина Федоровна
23.04.2019 14:46
Здравствуйте. Меня зовут Галина Федоровна, я специалист по охране труда. Являются ли требования профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда» обязательными для применения работодателями?
Отвечает Капура Надежда Арсентьевна
Добрый день, уважаемая Галина Федоровна!

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2014 № 524н утвержден профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда». В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» вышеуказанный профессиональный стандарт вступил в силу с 1 июля 2016 г.

Данным стандартом установлены требования к выполнению трудовых функций специалистом по охране труда, его образованию.

Вместе с тем, согласно разъяснению Роструда, размещенному на официальном сайте ведомства, профессиональный стандарт для специалистов в области охраны труда необязателен к применению.

Работодатель должен руководствоваться рекомендациями, данными различными правовыми актами, относительно квалификационных характеристик, в т.ч. требований к квалификации специалиста по охране труда, с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности. Поэтому характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена, должны применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
Видео
Телеканал «Катунь 24»

Фоторепортаж
Пресса
Алтайская правда

  • Сайты
  • Информационные партнеры