Назрела необходимость изменений

Тема:   Общественная палата: перемены назрели?

Козлова Ирина Валентиновна
Все мнения эксперта
Козлова Ирина Валентиновна
член Общественной палаты Алтайского края первого и второго созывов

Необходимость внесения отдельных изменений в Закон Алтайского края «Об Общественной палате Алтайского края», на мой взгляд, объективна и очевидна. Опыт работы палаты двух созывов уже позволяет и сделать определенные выводы, и сформулировать конкретные предложения.

Сам механизм проведения выборов членов Общественной палаты (ОП) не столь демократичен, как об этом многие пытаются говорить. Конференции по формированию ОП наглядно показали это. Мягко говоря, вызывают претензии подработанные вписки, некорректная система подсчетов. Результаты таких выборов вызывают сомнения. И это просто неразумно повторять.

Действующий закон не предусматнривает процедуры конкурсного отбора, состязательности кандидатов в ОП. Любая в установленном порядке зарегистрированная общественная организация, даже не ведущая никакой работы, по истечении одного года с момента регистрации уже получает право участия ее представителя в выборах в ОП. Это вряд ли можно назвать справедливым. Тем более, что использование выборных технологий приводит в ОП людей, которые преследуют собственные цели, используют эту площадку в качестве стартовой для их осуществления. Поэтому, безусловно, необходим более строгий подход к формированию ОП, оценка реальной пользы для общества, которую приносит та или иная общественная организация, претендующая на представительство в ОП.

И те изменения, котрые специально созданная рабочая группа предлагает внести в действующий закон, направлены именно на это. Расширены права Общественной палаты в части формирования Органов ОП, в частности Совета. Правомерно уточнение по формированию представительства от муниципалитетов, в части квотирования по 2 члена от 7 управленческих округов. Хотелось бы подчеркнуть, что реформа местного самоуправления - одно из ярких проявлений становления гражданского общества в России. При этом общественные структуры, осуществляющие свою деятельность на территории управленческих округов – полноправные участники выдвижения кандидатов, избираемых в Общественную палату и Советом муниципальных образований. Ограничение возможности входить в состав ОП двумя сроками подряд тоже не вызывает возражения.

Общественные организации нуждаются в содействии, их лидеры в учебе – это очевидно. Рабочая группа дополнила статью «Цели и задачи Общественной палаты» важным пунктом: «… оказание информационной, методической и иной поддержки общественным объединениям, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества».

Думаю, наиболее, горячие споры вызовет предложение законопроекта по утверждению Губернатором 15 членов ОП. У меня и сегодня нет оснований упрекать власть, лично Губернатора Алтайского края Александра Карлина в нежелании вести конструктивный диалог с обществом. Если же говорить именно о принципах формирования, то совершенно справедливым считаю предложение по изменениям, касающимся исполнения функций оргкомитета по избранию нового состава ОП. Исполнение их только Советом действующего состава ОП было не логично. Присутствие же в рабочей группе по формированию нового состава Общественной палаты наряду с представителями гражданского общества (общественниками и депутатами краевого Законодательного Собрания) и представителей администрации, причем в явном меньшинстве, на мой взгляд, снимает вопросы о назначаемости Общественной палаты.

Тем более, что эти 15 человек назначаются из числа лиц, предложенныхГубернаторурабочей группой. Их кандидатуры определены в процессе консультаций с общественными объединениями, объединениями некоммерческих организаций и, кстати, число кандидатур, предлагаемых на утверждение Губернатору, не ограничено. Это положение позволяет институтам гражданского общества в процессе консультаций обсудить приоритеты в деятельности ОП на последующий период, внести на рассмотрение согласованные кандидатуры от групп общественных объединений и дать им совершенно конкретные поручения. Рабочей группе могут поступить предложения от консолидированных групп, например, экологов и медицинского сообщества , культурных организаций и творческих союзов, обществ инвалидов, правозащитных организаций и независимых СМИ, женских и молодежных организаций, ветеранов и пенсионеров и т.д. Совершенно возможна при таком подходе и ситуация, когда представители гражданского общества предлагают Губернатору всего 15 согласованных ими кандидатур. У Губернатора в этом случае не остается даже права отказать в утверждении хоть по одной кандидатуре - он обязан их утвердить . Кроме того , в Законе не заложено никаких механизмов влияния на «губернаторских» членов ОП. Губернатор не имеет права отозвать утвержденного им члена ОП, даже в случае его крайне радикальной позиции.

Затем подобранным общественниками и депутатами наиболее авторитетным людям предстоит кропотливая работа по изучению сведений о тех, кого представили НКО на конкурсный отбор. На мой взгляд, это разумно и справедливо. Утвержденные Губернатором члены Общественной палаты обязаны оценить деятельность кандидатов, заявленных на конкурсный отбор НКО, взять на себя ответственность за значительную часть состава будущей ОП. Поправки в действующий закон фактически все, что связано с формированием ОП перекладывают на плечи общественников.

Думаю, что изменения, которые предлагаются в Закон об ОП, объективно назрели. Очень важно, чтобы при их обсуждении, при принятии решения всеми, кто к этому упричастен, управляли не амбиции и эгоизм, а мудрость, мужество и ответственность.

Вернуться к теме
Национальные проекты России

Фоторепортаж


Форум ПРАВИТЕЛЬСТВА
Дешевых Евгений Витальевич
Дешевых Евгений Витальевич
 
  • Сайты
  • Информационные партнеры