Общественная палата – институт развития гражданского общества

Тема:   Общественная палата: перемены назрели?

Бессарабов Даниил Владимирович
Все мнения эксперта
Бессарабов Даниил Владимирович
депутат Государственной Думы

Разработчиком закона «О внесении изменений в Закон Алтайского края «Об общественной палате Алтайского края» является комитет краевого Законодательного Собрания по законности, правопорядку и защите прав граждан. Именно мы и вносим этот законопроект на сессию. Причем все изменения, которые нашли отражение в нашем законопроекте – результат системной, целенаправленной и основанной на практике реализации закона работы.

На протяжении последних двух лет в наш комитет поступали предложения от общественных организаций по совершенствованию краевого закона. Обобщив их, еще полгода назад мы внесли в план законотворческой деятельности АКЗС вопрос «О внесении изменений в закон «Об Общественной палате Алтайского края». Чуть позже была создана специальная рабочая группа, в состав которой вошли действующие члены Палаты, в том числе ее председатель Петр Ковалев. После того, как он сложил с себя полномочия, его место занял его заместитель Андрей Степурко. Кроме того, в рабочей группе были председатель комиссии по развитию гражданского общества и защите прав граждан Алексей Гришковец, руководитель аппарата ОПАК Владилен Волков. Очень важным мы считаем, что над поправками работали такие авторитетные и уважаемые люди, как Уполномоченный по правам человека в Алтайском крае Юрий Вислогузов, известный ученый, профессор, доктор юридических наук и специалист в области конституционного права Валерий Невинский.

Главные проблемы, которые признают и сами представители общественных организаций края – это наметившиеся «болезни роста» Общественной палаты. В том числе, и забвение демократических принципов руководства, попытки доминирования одной группы общественников над другими, «совершенствование» выборных технологий, зачастую противоречащих морально-нравственным нормам, увлечение самопиаром, использование Палаты для собственного продвижения, манипулирование общественным мнением и искусственное натягивание полномочий, отсутствие коллегиальности в принятии решений, наличие «свадебных генералов». Поэтому сегодняшнюю ситуацию вокруг Общественной палаты можно характеризовать как системный кризис, решать который нужно, в том числе и законодательным путем.

Почти 4 года назад Общественная палата создавалась как институт развития гражданского общества. Мы ожидали от нее отстаивания демократических принципов. А по факту от самих же общественников получили забвение этих самых демократических принципов, применение и совершенствование политтехнологий.

На заседаниях рабочей группы мы пришли к выводу, что изменить эту ситуацию можно. Для этого, во-первых, необходимо расширить состав ОПАК. И в предлагаемых изменениях предлагается увеличить количество членов Общественной палаты с 45 до 50 человек, чтобы вовлечь в эту работу еще больше общественных организаций. С этой же целью мы прописываем в проекте закона возможность назначать представителей Палаты в муниципальных образованиях для взаимодействия с местными общественными организациями и создающимися на местах Общественными палатами.

Внесением изменений в закон мы также ограничиваем присутствие в Общественной палате одного и того же человека более двух сроков подряд. Это обеспечит сменяемость людей. Но это вовсе не значит, что каждый раз это будут новые люди. Преемственность все равно сохранится, тем более, что никак не ограничиваются по количеству сроков присутствия непосредственно общественные организации. А ведь Общественная палата – именно для них.

Что же касается предлагаемой нами модели формирования ОПАК, то и здесь я не вижу никаких поводов для споров. Нужно просто понимать, что такое «конференция» в абсолютно неоднородной массе общественных организаций. Всегда найдется тот, кто громче крикнет, активнее соберет вокруг себя «единомышленников» и проведет свой список «общественников». На поверку за некоторыми из них нет ничего, кроме названия якобы общественной организации, ведь по закону быть членом Палаты может любой представитель общественной организации, зарегистрированной более одного года. Не факт, что эта организация когда-нибудь что-нибудь сделала. И на этом фоне в Общественную палату не могут попасть люди, за которыми стоят реальные дела и тысячи жителей Алтайского края. Они просто не искушены в технологиях выборов, ведут общественную деятельность, и вникать во все эти сговоры, интриги у них просто нет времени, а главное - желания. Не думаю, что в такой ситуации можно говорить о какой-то демократичности.

В то же время, согласно изменениям, предполагается, что 15 человек будет выбирать Губернатор. Но из списка, который ему предложит рабочая группа, в состав которой войдут члены действующего созыва ОПАК, депутаты краевого Законодательного Собрания, представители краевой администрации, общественные деятели края. Максимальное количество предлагаемых ему кандидатур законопроектом не ограничено. Далее эти 15 человек приступают к формированию полного состава Общественной палаты. Они анализируют все поступающие к ним решения о выдвижении кандидатов в состав новой Общественной палаты и тайным голосованием избирают еще 21 представителя общественных объединений края.

Оставшиеся 14 членов Палаты будут избраны Советом муниципальных образований – по 2 представителя от общественных объединений, осуществляющих деятельность на территории одного из семи управленческих округов.

Среди членов Общественной палаты действующего созыва сторонников у нас значительно больше, чем противников. Они ждут этих изменений, и мы постараемся их не подвести.

Вернуться к теме
Национальные проекты России

Фоторепортаж


  • Сайты
  • Информационные партнеры