Поткин Владимир Иванович (1938 – 1999)

Военный конструктор, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники, заслуженный изобретатель СССР

Имя военного конструктора и изобретателя Владимира Ивановича Поткина долгое время было окутано завесой профессиональной тайны и известно только в узких кругах специалистов.

Он родился 21 января 1938 года в селе Калманка Калманского района Алтайского края в небогатой крестьянской семье. Его отец, Иван Николаевич, был заведующим складом райпотребсоюза, мама  Галина (Агафья по паспорту) Дмитриевна - домохозяйкой. К моменту его рождения родители уже развелись. Мальчик попеременно жил то у матери, то у отца. Когда Володе было три года, началась Великая Отечественная война, отец ушел на фронт. Воевал Иван Николаевич в танковых войсках, вскоре был тяжело ранен в бою и вернулся домой. Вместе с сыном он переехал в город Ачинск.

Школьные годы Володи прошли между станцией Инская в Новосибирской области и городом Ачинск Красноярского края. Он всегда любил учиться. Познание нового и неизведанного влекло мальчика, а природная любознательность, старательность и заинтересованность учебным процессом гарантировали получение только самых высоких оценок, учителя часто приводили его в пример одноклассникам.

По окончании в школе бесплатных 7 классов Володя мечтал продолжить обучение, но в семье не хватало денег. Поэтому пришлось идти в техникум железнодорожного транспорта, располагавшийся на станции Инская. Учеба в техникуме не казалась увлекательной, все чаще вспоминался родной класс и друзья, хотелось вернуться в привычную обстановку. Хотя деньги заработать было очень нелегко, отец оплатил  необходимую сумму за обучение.

В 1955 году Владимир окончил десятилетку. К этому времени юноша уже точно определился с выбором будущей профессии, решив стать военным. Возможно, на выбор повлияли послевоенное детство и рассказы отца о войне, танках, боях, а может, он видел в этом возможность выучиться бесплатно и «выбиться в люди».

Невзирая на полное отсутствие денежных средств, Володя принялся незамедлительно осуществлять свои планы. Уходящие вдаль поезда от станции Инская позволили отчаянному парню попасть далеко за пределы Алтайского края, в далекий Узбекистан. Тихий и зеленый городок Чирчик в те времена славился не только промышленностью, но и гордился танковым училищем, которое считалось третьим по значимости во всем Советском Союзе. Время, проведенное там, оказало серьезное влияние на формирование характера юного Поткина. За три года учебы Владимир стал независимым, уверенным в себе, приобрел друзей.

Именно в Чирчике Владимир Иванович встретил свою будущую супругу – Луизу Васильевну Овчинникову, которая училась в химическом техникуме. После окончания танкового училища Владимир Иванович был направлен служить в Германию. Молодая семья Поткиных прожила шесть лет в военном городке Хандельслебен, где у них в 1959 году родилась дочка Леночка. Затем Владимир Иванович был переведен в Одесский военный округ в г. Симферополь, но прожила семья Поткиных там недолго. Глава семьи решил продолжить образование и в 1965 году поступил в Бронетанковую академию. Так они переехали жить в Москву. По окончании академии в 1970 году Поткин В.И. был направлен в Прикарпатский военный округ в Мукачево на должность заместителя командира батальона по технической части, еще через полгода  получил назначение в Нижний Тагил на конструкторскую работу в Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения.

Свою трудовую деятельность в УКБТМ Владимир Иванович начал в отделе трансмиссии в должности старшего инженера-конструктора. Его ценили и уважали, поручая самые ответственные и сложные задачи.

В августе 1979 года он был назначен начальником отдела №11 – отдела ходовой части УКБТМ. На новом месте, учитывая специфику работы, ему приходилось изучать множество различных теоретических вопросов. Благодаря своей способности вникать в мельчайшие детали самых сложных задач Владимир Иванович вскоре знал все нюансы своей работы. Недоверие сотрудников сменилось неподдельным уважением.Участвуя в войсковых испытаниях, Поткин не жалел ни сил, ни времени, а знания и опыт в практических вопросах подтверждали его авторитет руководителя.

1 декабря 1987 года Владимир Иванович был назначен на должность начальника – главного-конструктора Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения. Начало его работы в новой должности совпало с экономическим кризисом в стране, а затем и распадом некогда большого государства – СССР. Проблемы коснулись и отрасли танкостроения страны, что, безусловно, отразилось на работе УКБТМ. Предприятиям сложно было удержаться на плаву, только крепкие руководители-хозяйственники смогли в те нелегкие времена их сохранить.

Поткин был реформатором и обладал уникальной интуицией, которая его редко подводила, а результат превосходил ожидания. Прямой взгляд Владимира Ивановича сразу же говорил о том, что он человек жесткий, волевой и целеустремленный. Обладая блестящим интеллектом, с легкостью решал любые сложные задачи, Поткин был генератором идей, которые сам же брался осуществлять. Свою деятельность в новой должности Владимир Иванович начал с ломки старых устоявшихся правил. Поначалу, на удивление многим, он изменил структуру конструкторского бюро. По тем временам было смелой новаторской идеей компьютеризировать рабочие места, но Поткина это не остановило, и затраченные средства впоследствии оправдали себя достигнутыми результатами в работе. «Мы должны быть технологическим лидером», - неоднократно замечал главный конструктор.

Владимир Иванович Поткин впервые создал в организации юридическую службу. В эти нелегкие годы руководитель В.И. Поткин действовал решительно, а забота о конструкторском бюро, сотрудниках стала его приоритетной задачей. В трудные жизненные моменты казалось бы жесткий, живущий только работой главный конструктор старался всячески помочь, особенно если речь шла о здоровье подчиненных и их семей, но так, чтобы со стороны это не выглядело показухой. Владимир Иванович не любил пустых слов, показных поступков и дел, может оттого казался замкнутым и молчаливым. Решения его были тщательно аргументированы, потому он всегда уверенно следовал намеченным целям и задачам, преодолевая любые препятствия.

Владимир Иванович Поткин стал одним из авторов конструкции танка Т-90 и его модификаций Т-90К и Т-90С. На базе танка Т-90 конструкторским бюро под его руководством были разработаны усовершенствованная инженерная машина разграждения ИМР-2МА, модернизированная машина разграждения ИМР-3 и бронированная машина разминирования БМР-3. Он возглавлял совет главных конструкторов, координируя работу многочисленных КБ и НИИ, заводов по созданию новейшего перспективного танка с уникальными техническими характеристиками. Танк Т-90 – детище КБ, возглавляемого В.И. Поткиным, - стало одновременно и прорывом в создании танков, и спасением оборонной промышленности нашей страны.

Всего в должности главного конструктора с 1 декабря 1987 года по 13 мая 1999 года Владимир Иванович руководил разработкой и созданием 55 видов конструкций бронетанковой техники, инженерных машин на базе танковых шасси, дорожно-строительной техники и других образцов сложной техники. Все свои замечательные качества - исключительное трудолюбие, новаторское мышление, скромность - он полностью обратил на поддержку и развитие КБ.

Неоднократно Уралвагонзавод и УКБТМ посещали первые лица государства, в том числе и Президент России Б.Н. Ельцин. Как раз в это время проходил испытания новый опытный образец «объект 188», пояснения давал В.И. Поткин. В завершение экскурсии новый танк продемонстрировал пробег на максимальной скорости по заводской дороге. Борис Николаевич заметил: «Могучий завод и КБ!». А Владимиру Ивановичу Поткину было поручено прибыть в Москву для подготовки проекта Постановления Правительства о принятии «объекта 188» на вооружение Российской армии и разрешить его поставки в экспортном варианте за границу. Вот так перед Уралвагонзаводом и УКБТМ открывалась перспектива прорыва на мировой рынок вооружений.

В 1997 году танк Т-90С появился на международной выставке в Абу-Даби (ОАЭ). Именно с этого момента энергичную помощь в продвижении танка на международный рынок начал оказывать начальник ГАБТУ С.А. Маев.

В апреле 1999 года был подписан контракт, предусматривающий испытания в Индии 3 танков Т-90С, отличавшихся комплектацией в соответствии с пожеланиями заказчика. Неоднократно бывая в Индии в командировках, Владимир Иванович пользовался непререкаемым авторитетом среди иностранных военных коллег. В Индии к нашему земляку относились с глубоким почтением, называли «папа-танк» или просто по имени – Володя. Результатом международного сотрудничества стало подписание контракта на поставку в эту страну 310 танков. Тем самым Поткин сохранил не только танковое производство на Уралвагонзаводе, но и удержал от полного исчезновения танкостроение в России. По мнению авторитетных специалистов, «ничего, что могло бы сравниться с этим танком даже в перспективе, в мире просто нет. Этот танк после принятия на вооружение сразу делает все современные танки устаревшими…».

Планируется, что к 2020 году на вооружении индийской армии будет состоять около 1700 танков Т-90 «Бишма», которые наряду с модернизированными Т-72 составят основу бронетанковой мощи Индии.

Нарастающее напряжение на работе, нагрузки, конечно же, сказывались на здоровье главного конструктора. К отправке в Индию готовились танки Т-90С, и важно было выполнить все условия контракта в установленный срок. Вылет двух самолетов Ан-124 «Руслан» был назначен на 17 мая 1999 года из аэропорта «Кольцово». Плохо себя чувствуя, Владимир Иванович говорил: «Отправим изделия, пойду к врачу».

13 мая 1999 года В.И. Поткина не стало. Но 17 мая, в день похорон Владимира Ивановича, самолеты взяли курс на Индию, все было выполнено в срок, как он и обещал.

Награды: орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (посмертно), лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники, звание «Заслуженный изобретатель СССР», а также 22 авторских свидетельства, 2 патента, 5 заявок на изобретение.
Дата публикации: 29.03.2015 г.
Дата изменения: 30.03.2015 г.
Национальные проекты России

Фоторепортаж


  • Сайты
  • Информационные партнеры