Цвета сайта:
Бело-черный
Черно-белый
Размер шрифта:
Малый размер
Средний размер
Большой размер
 

Гуркин Григорий Иванович (1870–1937)

Гуркин Григорий Иванович Выдающийся художник, фольклорист, литератор, просветитель, общественный деятель  

Григорий Иванович Гуркин (родовое имя Чорос) является первым профессиональным национальным алтайским художником, воспевшим неповторимую красоту могучей природы горного края, его древнюю культуру и народные традиции. Родился 12 января 1870 г. в с. Улала (ныне – г. Горно-Алтайск) Бийского уезда, в крещеной семье. Учился в иконописном классе улалинской начальной школы при Алтайской духовной миссии, учительствовал в селах Паспаул и Улала, писал иконы в Улале и Бийске. Большое влияние на Гуркина оказал А.В. Анохин, будущий композитор и исследователь Алтая, по совету которого он получал уроки у знаменитого художника И.И. Шишкина и в классе А.А. Киселева как вольнослушатель Академии художеств в Петербурге. В 1903 г. Григорий Иванович обосновывался в селе Анос Чемальского района, который, благодаря ему, стал одним из культурных центров Сибири, куда на лето приезжали художники, писатели, ученые. Здесь художником были созданы наиболее известные произведения: «Хан Алтай», «Ледоход», «Корона Катуни», «Озеро горных духов» и др. Персональные выставки 1907 – 1915 гг. в Томске, Красноярске, Иркутске, Барнауле принесли ему славу первого пейзажиста Сибири. Как национальный художник Гуркин большое внимание уделял изучению народного творчества и фольклора алтайского народа, проявляя себя незаурядным литератором. В это время он тесно общался с учеными, писателями - «областниками», выступавшими за самостоятельное развитие Сибири, ее культурное и социальное процветание (Г.Н. Потанин, Г.Д. Гребенщиков). События гражданской войны, политическая деятельность в составе Алтайской горной думы и Кара-Корумской окружной управы стали причиной ареста Г.И. Гуркина в 1918 г., эмиграции в Монголию и Туву с 1919 по 1925 гг., вторичного ареста в 1934 г. и трагического исхода жизни в 1937 г.

Годы пребывания в Монголии и Туве были весьма насыщенными в творческом плане: кроме живописных работ художник выполнял эскизы для первого тувинского букваря, учебника «География Танны-Тувинской земли» и др. В 1925 г. Гуркин отбыл на Алтай, в родной Анос, где ему были возвращены дом и мастерская. Последнее десятилетие творчества художника связано со строительством социализма. В этот период он много уделял внимания просветительской и преподавательской деятельности, оформлению первого алтайского букваря, изучению этнографии коренного населения. По его инициативе в Горном Алтае открылись музей, Ойрот-Туринская художественная школа, где он обучал учеников рисунку и живописи.

В 1937 г., в период «большого террора», жизнь и творчество Г.И. Гуркина оборвались, ему не простили «заблуждения» первых послереволюционных лет, он был арестован и расстрелян как «враг народа». В 1956 г. реабилитирован, после чего началось возвращение имени художника из забвения. В 1992 г. на его доме была установлена мемориальная доска. В 1996 г. дом-усадьба в с. Анос вошла в перечень особо ценных памятников истории и культуры Республики Алтай. 12 января 2006 г. состоялось открытие музея-усадьбы основоположника профессионального искусства на Алтае Г.И. Гуркина, являющегося филиалом Национального музея республики Алтай им. А.В. Анохина (НМРА, г. Горно-Алтайск). В доме Г. Гуркина проходили «Аносские вечера», возрождению которых горно-алтайский музей посвятил первую конференцию 2006 г., назвав ее «Аносские встречи». В эти же дни в Горно-Алтайске состоялось открытие памятника Г.И. Гуркину.

Каталог персональной выставки Г.И. Гуркина. 1915 г.

Каталог персональной выставки Г.И. Гуркина. 1915 г.
ГААК. Ф.Р-1585. Оп. 1. Д. 38.

Дата публикации: 15.03.2013 г.
Дата изменения: 15.03.2013 г.