Карраск Владимир Константинович (1928 - 2004)

1-й заместитель Генерального конструктора КБ "Салют" Государственного космического научно-производственного центра имени М.В. Хруничева, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, премии Правительства РФ, действительный член Российских академий космонавтики имени К.Э. Циолковского и Инженерных наук, Международной академии наук экологии, безопасности человека и окружающей среды, профессор

Родился 5 марта 1928 года в городе Камень-на-Оби Алтайского края. После окончания школы с золотой медалью в 1945 году поступил в Московский авиационный институт, который окончил в 1951 с отличием.

В том же году было организовано ОКБ-23 на базе завода №23 на Филях. Его целевым назначением стало создание стратегического межконтинентального турбореактивного бомбардировщика по предложению В.М. Мясищева в противовес американскому «Боингу» В-52. 200-тонный самолет М-4 (его зарубежное название «Бизон») совершил первый полет через 1 год и 10 месяцев («Боинг» В-52 создавался 6 лет). Этот самолет ознаменовал качественно новый этап в развитии бомбардировочной авиации.

В.К. Карраск активно участвовал в усовершенствовании данного аппарата. В частности, именно он предложил сделать поворотной переднюю пару колес, за которой бы поворачивались и вся тележка, и самолет. Это было его первое реализованное изобретение. Позднее им было предложено использование «вздыбливания» передней тележки для автоматического увеличения угла атаки самолета перед отрывом его от земли для сокращения дистанции разбега.

В послужном списке В.К. Карраска – еще 50 изобретений и 6 патентов, а также более 100 научных работ и статей, выполненных им лично и в соавторстве за все годы его работы в Филях.

За «Бизоном» последовал сверхзвуковой 200-тонный бомбардировщик М-50, успешно проходивший летные испытания. Для предотвращения автоколебаний передней опоры его шасси Карраск разработал инерционный демпфер, за что был награжден орденом Ленина.

В.К. Карраск также создал развернутую теорию шасси «велосипедного типа» тяжелых самолетов.

В 1960 году в связи с изменением военной доктрины авиационное направление было резко сокращено в пользу развития ракетной тематики. В результате ОКБ-23, завоевавшее к этому времени высочайшую техническую репутацию, было переориентировано на создание межконтинентальной баллистической ракеты под руководством Генерального конструктора В.Н. Челомея. В.К. Карраск возглавил вновь созданный им отдел баллистики, а затем и все проектно-расчетное направление. Занимал должность первого заместителя Генерального конструктора КБ «Салют» (бывшее ОКБ-23) Государственного космического научно-производственного центра имени М.В. Хруничева.

Государственной премии СССР изобретатель был удостоен за участие в создании ракеты-носителя «Протон-К» - это самый надежный в мире носитель тяжелого класса. Карраск участвовал в работе по созданию кораблей и модулей 20-тонного класса, выводимых «Протоном» и основанных на конструктивно-технологическом заделе «Протона». Они явились затем основой 4 кораблей «Космос», 7 станций «Салют», всех модулей станции «Мир», а также «Заря» и «Звезда» Международной космической станции. За эти работы он был удостоен премии Правительства РФ.

Для того чтобы лучше представлять условия работы космонавтов в создаваемых кораблях и модулях, В.К. Карраск испытывал на себе невесомость в летающей лаборатории на базе самолета Ту-104 и прыгал с парашютом.

Наряду с активной научно-производственной деятельностью профессор В.К. Карраск с 1953 года вел плодотворную педагогическую работу по совместительству в МАИ, в течение 7 лет возглавлял кафедру беспилотных летательных аппаратов. Он читал курс в Массачусетском технологическом институте (Бостон, США, 1991 г.), выступал на международных конгрессах, конференциях и симпозиумах в США, Франции, Италии, Голландии, Германии, Китае, Индии, Бразилии.

Награжден орденами Ленина (1967), «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2002), медалями, другими знаками отличия.

Выдающийся инженер-конструктор, создатель ракетно-космической техники Владимир Константинович Карраск скончался 13 марта 2004 года, похоронен в Москве, на Троекуровском кладбище.

Дата публикации: 11.01.2011 г.
Дата изменения: 12.04.2016 г.


Фоторепортаж


  • Сайты
  • Информационные партнеры