Транспорт

По протяженности сети автомобильных дорог общего пользования край занимает первое место по России. По состоянию на 01.01.2017 года протяженность автодорог региона – 16 тыс. 779,1632 км: 636,176 км федеральных и 16 тыс. 142,9872 км регионального или межмуниципального значения. На федеральных, региональных или межмуниципальных автомобильных дорогах Алтайского края 857 мостовых сооружений общей протяженностью 34 тыс. 136,385 погонных метров.

За 2006 – 2016 годы на автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения по отраслевым целевым программам направлено более 50 млрд. рублей: построено, отремонтировано и реконструировано около 5 тыс. км. автодорог и около 10 тыс. погонных метров мостов и мостовых сооружений.

В сфере развития дорожной инфраструктуры последние годы все большее значение придается взаимовыгодному партнерству государства и бизнеса. Успешным примером является взаимодействие Администрации Алтайского края, ООО «УГМК-Холдинг», ОАО «Сибирь-Полиметаллы» в рамках государственно-частного партнерства при реконструкции автомобильной дороги «Змеиногорск – Рубцовск – Волчиха – Михайловское – Ключи – Кулунда – Славгород – Карасук». Работы проходили на паритетных началах, в рамках соглашения отремонтировано 80 км автодороги.

Участие в федеральных целевых и государственных программах

С 2011 года Алтайский край принимал активное участие в реализации федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» подпрограммы «Автомобильные дороги» в части строительства автодорог, направленных на прирост количества населенных пунктов, соединенных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием. С 2015 года край участвует в федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года». В ее рамках осуществляются строительство и реконструкция автодорог, ведущих к общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции от автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием. По этой программе на территории региона с 2011 по 2016 годы ввели в эксплуатацию 129,279 км автомобильных дорог и три подъезда к сельхозпредприятиям. Автодороги, стоимость которых превысила 1,5 млрд. рублей, соединили 68 населенных пунктов с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием. Средства на строительство направляли из краевого и федерального бюджетов.

К октябрю 2015 года обновят 25 км автодороги, связывающей столицу Алтайского края и Камень-на-Оби с Новосибирской областью

В рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2018 годы)» в крае построили автомобильные дороги:

  • «Новотырышкино – Белокуриха»: связующее звено транспортной инфраструктуры развивающегося туристско-рекреационного кластера «Белокуриха-2» (9,5 км автодороги);
  • «Белокуриха – с. Черновая (объект Белокуриха-2)»: продолжение автодороги «Новотырышкино – Белокуриха» обеспечивает выход к туристско-рекреационному кластеру «Белокуриха-2»(1,6 км автодороги);
  • «Белокуриха – курортный субкластер «Белокуриха - 2» (7,7 км автодороги).

В 2016 году в рамках этой программы выполнены проектно-изыскательские работы на строительство автодорог от субкластера «Белокуриха-2» к горнолыжным комплексом на горах Глухариная и Мишина.

В рамках подпрограммы «Дорожное хозяйство» государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» в 2015 и 2016 году краю из федерального бюджета предоставили 1,7 млрд. рублей на увеличение пропускной способности сети автодорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и реконструкцию уникального моста через р. Алей в Шипуновском районе. Это позволило ввести в эксплуатацию 30,140 км автодорог и 154,3 пог.м. мостов.

Научные и инновационные решения, применяемые при дорожных работах

В Алтайском крае принципом развития дорожного комплекса стало внедрение инновационных решений, новых технологий и материалов. При этом учитываются приоритетные направления долгосрочного и среднесрочного развития дорожного комплекса, а также планируемые программы общегосударственного и регионального уровня, направленные на совершенствование дорожной сети.

В дорожной отрасли широко используются габионные конструкции

В связи с активным строительством транспортной инфраструктуры в предгорных и горных районах, направленным на развитие туристического комплекса края, в дорожной отрасли широко используются габионные конструкции. Они позволяют стабилизировать и укрепить опасные склоны, создавать подпорные стены и надежные основания для искусственных сооружений с широким использованием местного материала. Чтобы достичь большей прочности и устойчивости земляного полотна и дорожных одежд, при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог массово применяют геосинтетические материалы, армирующие и трещинопрерывающие прослойки. Это позволяет сэкономить значительное количество каменных материалов и сократить сроки строительства.

С 2014 года на территории региона при ремонте дорожного полотна используют технологию холодного ресайклинга (фрезеровка, измельчение и переработка старого дорожного покрытия с органическими или минеральными смесями и укладка нового дорожного основания, которое перекрывается асфальтобетоном). Ресайклинг позволяет сделать основание дороги прочнее и увеличить срок службы проезжей части. За три года при помощи ресайклера отремонтировано более 50 км автодорог. В 2017 году приобретены еще два таких комплекса. Три ресайклера при достаточном финансировании позволят капитально ремонтировать более 150 километров дорог в год, выполняя усиление дорожной одежды и доводя объект до соответствия современным требованиям.

В регионе применяют энергонезависимые системы освещения мест повышенной опасности (пешеходных переходов, остановок маршрутного транспорта). Устанавливают светильники, питающиеся от ветрогенераторов и солнечных батарей, используют энергосберегающие источники света. Это позволяет отказаться от прокладки кабеля на значительные расстояния и установки большого количества опор.

За 2006 – 2015 годы в Алтайском крае построено, отремонтировано и реконструировано свыше 1,4 тыс. погонных метров мостов и мостовых сооружений

Контроль качества

Для контроля качества дорожных работ в крае применяют самое современное геодезическое оборудование: электронные тахеометры, комплекты спутниковой навигации. Они обеспечивают высокую точность контроля при малых трудозатратах: На объекте ремонта автомобильной дороги «Алейск – Родино – Кулунда – граница Республики Казахстан» апробировали технологию наземного лазерного сканирования. Она позволяет не только оперативно получить данные о качестве работ, но и на стадии составления дефектных ведомостей и сметной документации точно оценить объемы требующихся материалов и назначить виды работ, позволяющие восстановить транспортно-эксплуатационное состояние участка ремонта до соответствия требованиям безопасности движения, ровности и прочности дорожных одежд. Это дает возможность сократить сроки выполнения работ и затраты на ремонт. Для оперативного контроля и предотвращения значительных переделок широко используют и другие приборы и методы экспресс-контроля, которые позволяют быстро получить результат и в кратчайшие сроки выполнить корректировки.

Наряду с контролем работ на автомобильных дорогах общего пользования, специалисты КГКУ «Алтайавтодор» в течение нескольких лет контролируют объекты капитального ремонта и ремонта улично-дорожной сети, которые находятся в ведении муниципальных образований Алтайского края. Это позволяет обеспечить качество ремонтных работ, долговечность и безопасность объектов, а также достичь гарантированных длительных сроков безремонтной эксплуатации улично-дорожной сети. Результат контроля можно видеть на улицах городов и сельских населенных пунктов, где ремонты выполнены в последние годы.

В краевых дорожно-строительных управлениях постоянно функционирует система спутникового слежения за работой дорожной техники ГЛОНАСС: в режиме реального времени отрабатываются все поступающие сигналы о состоянии проезда и координируются действия имеющихся сил и средств.

На краевых дорогах действуют автоматизированные системы метеонаблюдения, состоящие из 11 комплексов, позволяющих с высокой вероятностью определять прогноз возможных неблагоприятных дорожно-климатических явлений и своевременно реагировать на них. Для этого разработан современный модуль прогнозирования. Автоматизированное рабочее место «Погода» кроме того позволяет отслеживать гидропосты на территории края для анализа уровня воды в реках.

Самый масштабный проект за последние несколько лет на территории Алтайского края и гордость железнодорожников –мост через реку Обь в районе Камня-на-Оби

Дорожный сервис

Сегодня Алтайский край по развитию структуры объектов дорожного сервиса занимает одно из лидирующих мест в Российской Федерации. Отправной точкой качественных изменений в этой сфере можно считать 2007-й год: принятый тогда федеральный закон № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» стал правовой основой совершенствования объектов дорожного сервиса.

На сегодняшний день на федеральных, региональных и межмуниципальных дорогах края действуют 623 объекта сервиса: 117 – на федеральных дорогах, 506 – на региональных и межмуниципальных. В регионе разработана интерактивная карта объектов дорожного сервиса, она снабжает участников дорожного движения оперативной информацией.

Администрацией края создана рабочая группа по обеспечению безопасности и повышению качества услуг, оказываемых объектами дорожного сервиса. В рамках ее работы ежегодно проводится обследование объектов на их соответствие установленным нормативам. Так, в 2016-2017 году обследовано порядка 480 объектов сервиса в 45 районах Алтайского края. Особое внимание было уделено объектам, находящимся на туристических маршрутах Алтайского края и на автомобильных дорогах с большой интенсивностью движения.

Автотранспорт

С сентября 2011 года в Алтайском крае ведется работа по выдаче разрешений на перевозку пассажиров и багажа легковым такси. В регионе деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси осуществляют более 1 тыс. 500 индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В крае функционирует региональная навигационно-информационная система ООО «М2М телематика-Алтай». К ней подключен автотранспорт, перевозящий пассажиров и багаж на межмуниципальных и муниципальных маршрутах Алтайского края, что обеспечивает своевременную помощь на дорогах при непредвиденных обстоятельствах. Все автобусы, перевозящие пассажиров на регулярных межмуниципальных маршрутах междугороднего и пригородного сообщения, оснащены приборами системы ГЛОНАСС и подключены к диспетчерскому центру.

Ведется работа по снижению уязвимости транспортной инфраструктуры. Два крупнейших автовокзала края – Барнаульский и Бийский – оборудованы необходимым количеством камер наблюдения с подключением их к дежурным службам МВД.

Новейший электропоезд стоимостью 279 млн. рублей вышел в первый маршрут по Алтайскому краю

Железнодорожный транспорт

В целях обеспечения устойчивой и эффективной работы железнодорожного транспорта Администрацией Алтайского края и Западно-Сибирской железной дорогой подписано соглашение «О взаимодействии и сотрудничестве». ОАО «РЖД» за прошедшее десятилетие направило порядка 17 млрд. рублей на модернизацию и капитальный ремонт железнодорожной инфраструктуры, по предложению края обновлен парк пассажирских тепловозов.

Крупнейшим инфраструктурным проектом на территории Западной Сибири в 2009 году стало строительство моста через р. Обь в районе г. Камня-на-Оби, увеличившего пропускную способность Среднесибирского хода Западно-Сибирской железной дороги в 1,7 раза – до 100 пар поездов в сутки.

В 2013 году на станции Алтайская был построен современный топливно-заправочный комплекс общей емкостью 4,5 тысячи кубических метров. Использование инновационных разработок в сфере безопасности свело к минимуму влияние работы склада на экологическую обстановку. На сегодня это самый современный комплекс на сети железных дорог.

Пригородные железнодорожные перевозки – сфера хозяйственной деятельности, которая традиционно рассматривается как социально значимая. В Алтайском крае эту деятельность осуществляет ОАО «Алтай-Пригород», акционерами которого является Правительство края и ОАО «РЖД».

Компания первой в России начала заниматься перевозками скорыми пригородными поездами. Благодаря поддержке Губернатора между городами Барнаул и Бийск успешно курсирует скорый поезд «Калина красная». Большим спросом жителей и гостей края пользуются также удобные современные поезда «Восток», «Просторы Алтая».

В 2015-2016 годах в край поставили три современных электропоезда переменного тока ЭД9Э, парк электропоездов в регионе полностью обновлен.

Аэропорт им. Г.С. Титова (Барнаул)

Авиасообщение

Неоценимое значение для экономики Алтайского края имеет Барнаульский аэропорт, носящий имя Германа Степановича Титова. За последнее десятилетие ОАО «Авиапредприятие «Алтай», осуществляющее в аэропорту города Барнаула наземное обслуживание воздушных судов, инвестировало в развитие материально-технической базы свыше 1 млрд. рублей. Это стало возможным после принятия Администрацией региона решения не выплачивать дивиденды, а все средства, заработанные предприятием, направлять на его развитие. Благодаря этому удалось провести реконструкцию здания аэровокзала и привокзальной площади, ввести в эксплуатацию бизнес-терминал, переоборудовать гостиничный комплекс, обновить практически весь парк спецтехники и автомобилей.

Сегодня международный аэропорт краевой столицы, без сомнения, является одним из привлекательных авиационных предприятий Западно-Сибирского региона, принимающим практически все типы воздушных судов. Применение различных экономических моделей работы с авиакомпаниями позволило значительно расширить авиационное сообщение с другими регионами нашей страны.

Речной транспорт

Водные пути края – это 779 км рек Обь (судоходна на всем протяжении в пределах края), Бия, Катунь, Чарыш, Чумыш (судоходны в нижнем их течении). В зоне воднотранспортного обслуживания находится четвертая часть территории края с населением около миллиона человек. Действуют два речных порта (в городах Барнауле и Бийске) и три пристани. Перевозку грузов на реках края осуществляют ООО «Алтайречфлот» и ООО «Бийский речной порт», а перевозку пассажиров – ООО «Барнаульский речной порт», ООО «Бийский речной порт», ООО «Пристань Камень-на-Оби».

В бюджетах Алтайского края и города Барнаула ежегодно предусматривают средства на погашение убытков от перевозки пассажиров на пригородных и городской линиях, чтобы сохранить объемы пассажирских перевозок на внутреннем водном транспорте.


Дата публикации: 13.08.2015 г.
Дата изменения: 11.07.2017 г.
Видео
Телеканал «Катунь 24»

Фоторепортаж
Пресса
Алтайская правда