Актуальные задачи в области охраны объектов культурного наследия в Алтайском крае

 
Дата проведения: 5 сентября 2017 г., 14:00-15:00
Всего принятых вопросов: 9
Участники:
Урбах Александр Андреевич
Начальник управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края
 
 
 
марина
04.09.2017 09:12
Не знала, что у нас есть такое управление.. С какой целью его создали ?
Отвечает Урбах Александр Андреевич
Добрый день, Марина!

Алтайский край обладает уникальным историко-культурным наследием и позиционируется в Российской Федерации как регион, сохраняющий и приумножающий культурные ценности.

На территории Алтайского края расположено 4499 объектов культурного наследия: 2283 памятника истории и культуры федерального, из них 2253 - памятники археологии, 22 – памятники архитектуры, 8 – памятники истории и 2216 – регионального значения: 1046 - памятники Великой Отечественной войны, 612 – памятники архитектуры, 537 – памятники истории, 18 – памятники искусства, 3 достопримечательных места.

Проблемы охраны культурных ценностей стали особенно остро осознаваться обществом и государством в настоящее время. Уникальное культурное и природное наследие, которое сохранилось в многочисленных памятниках, все чаще подвергается негативному воздействию, угрожающему порой его существованию.

Необходимым является повышение организационного, правового и управленческого уровня охраны историко-культурного наследия, включая движимые и недвижимые объекты.

Государственная охрана объектов культурного наследия сегодня является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Вопросы сохранения культурного наследия в последние годы неоднократно становились предметом внимания на самом высоком уровне – заседаниях Правительства Российской Федерации, Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, Государственного Совета.

Перед федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поставлены конкретные задачи, направленные на дальнейшее формирование системы органов охраны объектов культурного наследия, детализации и четкого разграничения полномочий федеральных, региональных и муниципальных органов охраны, усиления полномочий федерального органа охраны культурного наследия, в тоже время усиливается и роль региональных органов.

В Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» внесены изменения, предусматривающие создание на региональном уровне отдельных органов исполнительной власти, уполномоченных в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Управление государственной охраны объектов культурного наследия образовано с 09.01.2017 в целях реализации изменений федерального законодательства. Данный процесс осуществляется во всех регионах Российской Федерации.
 
Георгий
04.09.2017 11:26
Здравствуйте! Какие задачи Вы ставите перед собой по охране объектов культурного наследия?
Отвечает Урбах Александр Андреевич
Здравствуйте, Георгий!

Основными направлениями деятельности управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края являются:

государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, в том числе федеральный надзор в рамках переданных Российской Федерацией полномочий (проведение проверок собственников памятников, мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия; принятие мер по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений, в том числе выдача предписаний, привлечение к административной ответственности, предъявление исков в суд в случаях нарушения законодательства об охране объектов культурного наследия);

правовое регулирование в сфере государственной охраны объектов культурного наследия и разработка проектов правовых актов Алтайского края по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности управления, внесение указанных проектов в Правительство Алтайского края;

государственная охрана объектов культурного наследия, в том числе в рамках переданных Российской Федерацией полномочий (участие в формировании единого государственного реестра объектов культурного наследия; подготовка и утверждение охранных обязательств; утверждение предметов охраны, границ территорий объектов культурного наследия; согласование текстов и расположения информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия; выдача задания и разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, в том числе разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию; согласование проектной документации; утверждение отчетной документации о проведении работ; выдача акт приемки выполненных работ; согласование разделов об обеспечении сохранности объектов культурного наследия в проектах проведения строительных, земляных и иных работ).

К примеру, в настоящее время управлением государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края ведется работа по внесению объекта культурного наследия федерального значения «Денисова пещера» в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края в текущем году проведено 5 проверок юридических лиц и 10 мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия.

В рамках приоритетного проекта «Повышение качества реализации контрольно-надзорных полномочий на региональном и муниципальном уровнях» программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» управлением реализуются мероприятия («дорожная карта»), направленные на достижение показателей целевой модели по данному направлению. Утверждены программа профилактики нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия, перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного надзора, а так же порядок ведения указанного перечня. Разработан проект положения об осуществлении регионального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

В г. Барнауле уделяется особое внимание объектам культурного наследия, включенным в туристско-рекреационный кластер «Барнаул – горнозаводской город» (в границах кластера всего 146 объектов культурного наследия, из них федерального значения – 13 (4 в федеральная собственности, 6 – в краевой, 3 – в частной) и регионального значения – 133 (14 в федеральной собственности, 19 – в краевой, 19 – в муниципальной, 81 – в частной). Организован внешний визуальный осмотр данных объектов.

Осуществляется работа по направлению в адрес собственников объектов культурного наследия уведомлений о необходимости проведения ремонтно-реставрационных работ и соблюдению требований законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия. Разъясняется порядок производства работ, состав документов, необходимых для получения в управления разрешительной документации.

Организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, обладающими статусом объекта культурного наследия, направлены письма об усилении контроля за использованием общего имущества, в том числе фасадов зданий, принятии мер по недопущению аварийного состояния фасадов и своевременном проведении ремонтных работ.

В рамках выданных разрешений управлением государственной охраны объектов культурного наследия осуществляется систематическое наблюдение за ходом выполнения работ по сохранению зданий-памятников.

В 2017 году выдано 30 заданий на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, 2 разрешения на строительство (на объекты, где затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности зданий), 40 разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, из них на выполнение проектной документации – 20, на производство работ – 20. Работы ведутся на следующих крупных объектах: в городе Барнауле - здание Алтайского государственного художественного музея по проспекту Ленина, 88 (реставрация), здание Алтайской филармонии по улице Ползунова, 35 (ремонт), здание краевого наркологического диспансера по ул. Толстого, 23 (ремонт), «Дом Шадрина» по проспекту Красноармейскому, 8 (противоаварийные работы), здание по улице Короленко, 63 (ремонтно-реставрационные работы), в селе Курья Курьинского района – «Церковь Знамения» (в этой церкви был крещен наш земляк - великий русский оружейник Михаил Тимофеевич Калашников) по улице Ленина, 56 (реставрация); «Аптека Горбунова» - г. Бийск, ул. Кирова,11 (реставрация).
 
Виктор Петрович
04.09.2017 13:49
Скажите, а кто конкретно должен ремонтировать памятники?
Отвечает Урбах Александр Андреевич
Здравствуйте, Виктор Петрович!

В соответствии с российским законодательством объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности.

Требования к сохранению объекта культурного наследия предусматривают консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.

Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются органом охраны объектов культурного наследия, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия на основании составленного органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.

Законом на собственника или иного законного правообладателя объекта культурного наследия возложена обязанность по проведению ремонтно-реставрационных работ.

При проведении указанных работ собственник обязан в установленные охранным обязательством сроки:

обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия;

организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом. Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
 
Виктор Петрович, Барнаул
04.09.2017 13:55
Еще вопрос: скажите, а как-то будете привлекать общественников к сохранению объектов культурного наследия?
Отвечает Урбах Александр Андреевич
Уважаемый Виктор Петрович!

В сфере культурного наследия, как особо общественно значимой, государственный надзор за исполнением законодательства целесообразно дополнять институтами широкого общественного контроля, в частности, практикой общественных экспертиз и обсуждений. При управлении государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края создан общественный совет, осуществляющий функции по рассмотрению вопросов в области охраны объектов культурного наследия, в том числе архитектурно-строительных, реставрационных проектов и проектов по приспособлению объектов культурного наследия народов Российской Федерации для современного использования.

В состав совета вошли ведущие ученые и архитекторы Алтайского края, которым предстоит рассматривать различные проекты, так или иначе затрагивающие объекты исторического и культурного наследия Алтайского края.

17 августа текущего года прошло первое заседание Общественного совета. И первым таким проектом, представленным на суд учёных, архитекторов, общественников, стал «Проект зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Комплекс сооружений сереброплавильного завода». Речь в нем идёт о сохранившихся сооружениях Барнаульского сереброплавильного завода, построенных в конце 18, начале 19 веков. Результат скрупулёзной двухмесячной работы был обстоятельно рассмотрен, породив значительное число компетентных суждений и даже, отчасти жарких, споров. Итогом обсуждения стало одобрение советом представленного проекта, который на следующем этапе уже будет представлен на экспертизу в Министерство культуры Российской Федерации.

Также члены совета рассмотрели проблему размещения информационных надписей, а по-простому вывесок торговых предприятий, на фасадах зданий, относящихся к объектам культурного наследия. Зачастую, это помпезные сооружения, заметно искажающие архитектурное своеобразие зданий. Совет рекомендовал придерживаться имеющихся методических рекомендаций по размещению информационных конструкций на зданиях-памятниках, а также провести образовательный семинар для руководителей и специалистов рекламных бюро, занимающихся изготовлением торговых вывесок.

Совет оформился и организационно. Единогласно его председателем был избран директор научно-исследовательского института гуманитарных исследований исторического факультета Алтайского госуниверситета Владимир Семибратов. Его заместителем стал председатель правления алтайского отделения Союза архитекторов России Петр Анисифоров, а секретарём совета член Общественной палаты Алтайского края Сергей Канарев.
 
Василий Морозов, Телекомпания "Наши новости"
05.09.2017 07:35
Здравствуйте, Александр Андреевич!

- В Бийске из более 200 памятников архитектурного наследия более 80 находятся в аварийном состоянии или близком к нему. Многие здания не ремонтируются много лет, независимо от формы собственности, в которой они находятся (муниципальной или частной). Есть ли у Управления госохраны наследия программа или какой-либо план по сохранению памятников культуры Бийска? Каков он?

- Планируется ли реставрация Бийского краеведческого музея, находящегося в аварийном состоянии? Не так давно его даже закрывали для массовых посещений. Какие сроки реставрации? Какие объёмы средств предполагается вложить?

- Ещё вопрос про Бийск. Памятник культуры "Кирпичная ограда" (часть комплекса "Винные склады") выставлялся на торги, но на тот момент (2015 год) желающего приобрести его не нашлось. Муниципалитет брать его в собственность тоже не захотел. Какова судьба памятника сейчас?

- Барнаульское наследие. Памятник культуры "Торговый дом "Сухов с сыновьями" выставляли на продажу за 1 рубль. Желающих приобрести его не нашлось, тем не менее, вопрос: планируется ли выставлять на торги по подобной цене другие памятники культуры? Есть ли ещё те, что находятся в собственности края или муниципалитета, которые включены в план по продаже?

- В 2017 году ваше управление получило функции НПЦ "Наследие", впоследствии ликвидированного. Можете ли вы рассказать, в чём преимущества вашего управления относительно НПЦ "Наследие" в части полномочий, компетенции сотрудников?

- Расскажите, пожалуйста, какую работу провело ваше управление в 2017 году? Какие задачи стоят на последующие периоды?

- Некоторое время назад в Алтайском крае обсуждалась перспектива лишения некоторых объектов, которые имеют статус памятника культурного наследия, такого статуса. Продолжается ли такая работа сейчас? Какие объекты целесообразно лишить такого статуса, по вашему мнению?

Спасибо!
Отвечает Урбах Александр Андреевич
Здравствуйте, Василий!

Во-первых, в соответствии с российским законодательством объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности. Обязанность по сохранению объекта культурного наследия, в том числе проведению ремонтно-реставрационных работ, возложена законодательством на собственника или иного законного правообладателя объекта культурного наследия.
Управление государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края является органом исполнительной власти, осуществляющим контроль-надзорные полномочия за исполнением законными правообладателями объектов культурного наследия требований законодательства по сохранению объектов культурного наследия. В рамках своих полномочий управление устанавливает сроки проведения ремонтно-реставрационных и иных работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контролирует их выполнение.

Во-вторых, здание Бийского краеведческого музея имени В.В. Бианки, расположенное в г Бийске по ул. Ленина, 134, является объектом культурного наследия регионального значения «Особняк» 1914 года в составе ансамбля «Усадьба Асанова», принятого на государственную охрану на основании решения исполнительного комитета Алтайского краевого Совета народных депутатов от 24.03.1989 № 108. Данный объект культурного наследия находится в реестре муниципальной собственности, принадлежит на праве оперативного управления Муниципальному учреждению культуры «Бийский краеведческий музей имени В.В. Бианки». Правообладатель здания-памятника несет бремя содержания принадлежащего ему объекта с учетом требований законодательства об охране объектов культурного наследия, включая обязанность по выполнению и финансированию ремонтно-реставрационных работ.
Требованиями охранного обязательства на данный объект комплексная реставрация усадьбы предусмотрена в 2018 году. До сведения руководства муниципального музея доведена информация о необходимости в установленные охранным обязательством сроки провести работы по сохранению объекта культурного наследия в порядке, установленном действующим законодательством.
Осуществление ремонтно-реставрационных работ здания музея возможно за средств краевой адресной инвестиционной программы. Участие в программе возможно при условии софинансирования за счет средств муниципального бюджета в размере не менее 50 % от сметной стоимости объекта и предоставленного администрацией г. Бийска комплекта документов в управление Алтайского края по культуре и архивному делу.

В-третьих, в настоящее время кирпичная ограда, входящая в состав ансамбля «Винные склады», расположенного по адресу: г. Бийск, ул. Казанцева, 58, согласно решению Арбитражного суда Алтайского края передана в муниципальную собственность г. Бийска.

В-четвертых, управление государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края не наделено полномочиями по решению вопросов о приватизации обладающих статусом памятника истории и культуры объектов недвижимости, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и в этой связи не располагает информацией о планируемой продаже иных памятников помимо объекта «Универмаг торгового дома «Сухов с сыновьями».
В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» к решению об условиях приватизации объекта культурного наследия прилагаются копии охранного обязательства и паспорта объекта культурного наследия, оформляемые управлением государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края.

В-пятых, управление государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края создано во исполнение статьи 10 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в соответствии с которой уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не исполняют иные функции. Ранее органом исполнительной власти Алтайского края, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, являлось управление Алтайского края по культуре и архивному делу. Управлению государственной охраны объектов культурного наследия переданы функции, которые в указанной сфере исполняло управление Алтайского края по культуре и архивному делу.

В-шестых, как я уже говорил, в настоящее время управлением государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края ведется работа по внесению объекта культурного наследия федерального значения «Денисова пещера» в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
В рамках приоритетного проекта «Повышение качества реализации контрольно-надзорных полномочий на региональном и муниципальном уровнях» программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» управлением реализуются мероприятия («дорожная карта»), направленные на достижение показателей целевой модели по данному направлению. Утверждены программа профилактики нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия, перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного надзора, а так же порядок ведения указанного перечня. Разработан проект положения об осуществлении регионального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
В г. Барнауле уделяется особое внимание объектам культурного наследия, включенным в туристско-рекреационный кластер «Барнаул – горнозаводской город» (в границах кластера всего 146 объектов культурного наследия, из них федерального значения – 13 (4 в федеральная собственности, 6 – в краевой, 3 – в частной) и регионального значения – 133 (14 в федеральной собственности, 19 – в краевой, 19 – в муниципальной, 81 – в частной). Организован внешний визуальный осмотр данных объектов.
Осуществляется работа по направлению в адрес собственников объектов культурного наследия уведомлений о необходимости проведения ремонтно-реставрационных работ и соблюдению требований законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия. Разъясняется порядок производства работ, состав документов, необходимых для получения в управления разрешительной документации.
Организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, обладающими статусом объекта культурного наследия, направлены письма об усилении контроля за использованием общего имущества, в том числе фасадов зданий, принятии мер по недопущению аварийного состояния фасадов и своевременном проведении ремонтных работ.
Проведено 5 проверок юридических лиц и 10 мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия.
В рамках выданных разрешений управлением государственной охраны объектов культурного наследия осуществляется систематическое наблюдение за ходом выполнения работ по сохранению зданий-памятников. В 2017 году выдано 30 заданий на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, 2 разрешения на строительство (на объекты, где затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности зданий), 40 разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, из них на выполнение проектной документации – 20, на производство работ – 20. Работы ведутся на следующих крупных объектах: в городе Барнауле - здание Алтайского государственного художественного музея по проспекту Ленина, 88 (реставрация), здание Алтайской филармонии по улице Ползунова, 35 (ремонт), здание краевого наркологического диспансера по ул. Толстого, 23 (ремонт), «Дом Шадрина» по проспекту Красноармейскому, 8 (противоаварийные работы), здание по улице Короленко, 63 (ремонтно-реставрационные работы), в селе Курья Курьинского района – «Церковь Знамения» (в этой церкви был крещен наш земляк - великий русский оружейник Михаил Тимофеевич Калашников) по улице Ленина, 56 (реставрация); «Аптека Горбунова» - г. Бийск, ул. Кирова,11 (реставрация).
Основными направлениями деятельности управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края являются:
государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, в том числе федеральный надзор в рамках переданных Российской Федерацией полномочий (проведение проверок собственников памятников, мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия; принятие мер по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений, в том числе выдача предписаний, привлечение к административной ответственности, предъявление исков в суд в случаях нарушения законодательства об охране объектов культурного наследия);
правовое регулирование в сфере государственной охраны объектов культурного наследия и разработка проектов правовых актов Алтайского края по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности управления, внесение указанных проектов в Правительство Алтайского края;
государственная охрана объектов культурного наследия, в том числе в рамках переданных Российской Федерацией полномочий (участие в формировании единого государственного реестра объектов культурного наследия; подготовка и утверждение охранных обязательств; утверждение предметов охраны, границ территорий объектов культурного наследия; согласование текстов и расположения информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия; выдача задания и разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, в том числе разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию; согласование проектной документации; утверждение отчетной документации о проведении работ; выдача акт приемки выполненных работ; согласование разделов об обеспечении сохранности объектов культурного наследия в проектах проведения строительных, земляных и иных работ).

И ответ на седьмой вопрос: объекты культурного наследия, расположенные на территории Алтайского края, приняты на государственную охрану в соответствии с ранее действующим законодательством, в том числе Законом РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры». Памятники местного значения поставлены на государственный учет на основании нормативных правовых актов законодательных органов власти (Алтайского краевого Совета Депутатов трудящихся, Алтайского краевого Совета народных депутатов, Алтайского краевого Законодательного Собрания). Федеральными органами власти некоторым памятникам присвоена категория общероссийского значения.
Федеральным законом 2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» ранее принятые на охрану памятники истории и культуры отнесены к объектам культурного наследия, включенным в реестр, с последующей их регистрацией в Едином государственном реестре объектов культурного наследия.
Принимая во внимание изложенное, статус памятника присвоен законодательными актами. Порядок изменения данного статуса установлен федеральным законом.
Возможность исключения памятника истории и культуры из единого государственного реестра объектов культурного наследия (снятие с государственного учета) определяется государственной историко-культурной экспертизой, в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения. Экспертиза проводится по инициативе заинтересованного лица (заказчика) на основании договора между заказчиком и экспертами.
При получении положительного заключения об обоснованности исключения объекта из реестра, заказчик представляет его в управление государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края. Управление рассматривает данное заключение и направляет в Минкультуры России.
В случае положительного рассмотрения представленных документов, Минкультуры России направляет документы в Правительство Российской Федерации в целях исключения объекта из Единого государственного реестра.
Исключение из реестра объекта культурного наследия (снятие статуса памятника) осуществляется на основании акта Правительства Российской Федерации.
Спорить о ценности того или иного объекта можно бесконечно и у каждого будет своя аргументированная точка зрения, но есть четко прописанный законом порядок. Решение о необходимости проведения историко-культурной экспертизы по исключению из реестра может быть принято законным правообладателем данного объекта. В случае поступления в адрес управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края заключения государственной историко-культурной экспертизы об обоснованности исключения объекта из реестра, данное заключение будет рассмотрено с учетом мнения общественности и направлено в Минкультуры России для дальнейшего принятия решений.
 
Негреев Дмитрий Викторович, Главный редактор сайта и журнала "ПОЛИТСИБРУ"
05.09.2017 08:03
Уважаемый Александр Андреевич!

1. В Барнауле расположен уникальный объект культурного наследия федерального значения "Комплекс сооружений сереброплавильного завода (Барнаульский сереброплавильный завод XVIII-XIX вв.)".  Где хранится документация на этот памятник архитектуры и российской истории? Как можно с ней познакомиться?

2. Имеются ли среди документации на этот объект культурного наследия такие материалы, которые по российскому законодательству не подлежат открытой публикации (разглашению)?
Отвечает Урбах Александр Андреевич
Здравствуйте, Дмитрий Викторович!

Во-первых, ознакомиться с историей возникновения и создания уникального памятника промышленной архитектуры «Комплекс сооружений сереброплавильного завода (Барнаульский сереброплавильный завод XVIII-XIX вв.)», расположенного в г. Барнауле по ул. Ползунова, 37, 37а, можно по многочисленным научно-популярным изданиям, собранным в Алтайской краевой универсальной научной библиотеке им. В.Я. Шишкова. Основные документальные источники, в том числе и ранее разработанная учетно-охранная документация в настоящее время хранятся в фондах Государственного архива Алтайского края. На объект культурного наследия федерального значения «Комплекс сооружений сереброплавильного завода (Барнаульский сереброплавильный завод XVIII-XIX вв.)», расположенный в г. Барнауле по ул. Ползунова, 37, 37а, в разное время выполнялась учетная документация. Это исторические паспорта и учетные карточки памятников истории и культуры. Документация передана на хранение в государственный архив Алтайского края, где исследователи могут ознакомиться с ней.

На сайте Правительства Алтайского края в разделе управления государственной охраны объектов культурного наследия размещена научно-проектная документация: «Проект зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Комплекс сооружений сереброплавильного завода (Барнаульский сереброплавильный завод XVIII-XIX вв.)», где в разделе II отражена история развития данной территории.

В настоящее время учетная документация на объекты культурного наследия формируется в рамках ведения государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в электронном виде. К 2018 году работа по формированию Единого реестра объектов культурного наследия должна быть полностью завершена. В перспективе единый реестр станет способом популяризации объектов культурного наследия, информация в этом реестре будет доступна всем гражданам России. В настоящее время на сайте Министерства культуры размещена вкладка с информацией, содержащейся в реестре, в дальнейшем ее объем планируется расширить.


Во-вторых, в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01.09.2015 № 2328 «Об утверждении перечня отдельных сведений об объектах археологического наследия, которые не подлежат опубликованию» не подлежат опубликованию:

1. Сведения о местонахождении объекта археологического наследия (адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта).

2. Фотографическое (иное графическое) изображение объекта археологического наследия.

3. Описание границ территории объекта археологического наследия с приложением текстового описания местоположения этих границ, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости.

4. Сведения о наличии или об отсутствии зон охраны объекта археологического наследия.

5. Сведения о расположении объекта археологического наследия, имеющего вид "памятник" или "ансамбль", в границах зон охраны иного объекта культурного наследия.
 
Негреев Дмитрий Викторович, Главный редактор сайта и журнала "ПОЛИТСИБРУ"
05.09.2017 08:15
Уважаемый Александр Андреевич!

1. Как известно, после продажи городом Барнаулом федерального памятника "Комплекс сооружений сереброплавильного завода (Барнаульский сереброплавильный завод XVIII-XIX вв.)" компании "Алтайкровля" (Н.В.Рыжак), объект культурного наследия ещё дважды менял владельцев. Заключались ли охранные обязательства с прежними собственниками БСЗ?

2. В марте 2017 года землю и 17 зданий (Барнаульский сереброплавильный завод) на ней за 162 миллиона 300 тысяч рублей купила рязанская компания «Русский кредит». Она выступила в сделке агентом. Имущество досталось барнаульской фирме «Матч». Комментируя сделку губернатор Александр Богданович Карлин сказал: "Приобретатель этого объекта обязан, согласно закону, выполнять всё, что записано в охранном свидетельстве" (цитируется по видеозаписи выступления, см. https://vesti22.tv/video/kakoe-budushchee-zhdyot-barnaulskiy-serebroplavilnyy-zavod ).
Составлено ли такое свидетельство? В какой срок планируется подписать эти охранные обязательства?  Будут ли они обнародованы?
Отвечает Урбах Александр Андреевич
Уважаемый Дмитрий Викторович,

прежним собственником объекта культурного наследия федерального значения «Комплекс сооружений сереброплавильного завода (Барнаульский сереброплавильный завод XVIII-XIX вв.)» ООО «Алтайград» в 2011 году заключено охранное обязательства.

В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации в случае, если к моменту перехода права владения объектом культурного наследия в отношении указанного объекта оформлено охранное обязательство, обязанность нового владельца по выполнению требований такого охранного обязательства возникает с момента перехода права владения. Действие охранного обязательства прекращается только в случае снятия статуса объекта культурного наследия.

Ранее закон содержал положения о необходимости заключения органом охраны охранного обязательства с каждым пользователем (собственником) объекта наследия, в том числе и на отдельные помещения, расположенные в объекте и принадлежащие нескольким собственникам. Кроме того охранное обязательство оформлялось при наличии заявления правообладателя и пакета документов.

Теперь охранное обязательство является не двусторонней сделкой между органом охраны и правообладателем объекта культурного наследия, а утвержденным в установленном порядке актом органа исполнительной власти. Вместе с этим ранее заключенные охранные обязательства сохраняют свою силу.

Принимая вышеизложенные положения закона, новый собственник объекта культурного наследия федерального значения «Комплекс сооружений сереброплавильного завода (Барнаульский сереброплавильный завод XVIII-XIX вв.)» обязан выполнять требования охранного обязательства 2011 года, включая перечень работ по его сохранению.
 
Сергей, Бийск
05.09.2017 10:26
Как можно снять статус памятника?
Отвечает Урбах Александр Андреевич
Здравствуйте, Сергей!

Объекты культурного наследия, расположенные на территории Алтайского края, приняты на государственную охрану в соответствии с ранее действующим законодательством, в том числе Законом РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры». Памятники местного значения поставлены на государственный учет на основании нормативных правовых актов законодательных органов власти (Алтайского краевого Совета Депутатов трудящихся, Алтайского краевого Совета народных депутатов, Алтайского краевого Законодательного Собрания). Федеральными органами власти некоторым памятникам присвоена категория общероссийского значения.

Федеральным законом 2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» ранее принятые на охрану памятники истории и культуры отнесены к объектам культурного наследия, включенным в реестр, с последующей их регистрацией в Едином государственном реестре объектов культурного наследия.

Принимая во внимание изложенное, статус памятника присвоен законодательными актами. Порядок изменения данного статуса установлен федеральным законом.

Возможность исключения памятника истории и культуры из единого государственного реестра объектов культурного наследия (снятие с государственного учета) определяется государственной историко-культурной экспертизой, в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения. Экспертиза проводится по инициативе заинтересованного лица (заказчика) на основании договора между заказчиком и экспертами.

При получении положительного заключения об обоснованности исключения объекта из реестра, заказчик представляет его в управление государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края. Управление рассматривает данное заключение и направляет в Минкультуры России.

В случае положительного рассмотрения представленных документов, Минкультуры России направляет документы в Правительство Российской Федерации в целях исключения объекта из Единого государственного реестра.

Исключение из реестра объекта культурного наследия (снятие статуса памятника) осуществляется на основании акта Правительства Российской Федерации.
 
Николай, город Барнаул
05.09.2017 14:58
Уважаемый Александр Андреевич!
Требуется ли получение задания от  управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края на выполнение научно-проектной документации по реставрации объекта культурного наследия? Если да, то где посмотреть образец заявления на получение задания?
Отвечает Урбах Александр Андреевич
Уважаемый Николай!

В соответствии со ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания и разрешения, выданных органом охраны объектов культурного наследия.

Порядок выдачи задания на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (выполнение проектной документации), форма заявления для получения задания утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации от 08.06.2016 № 1278. Заявителем на получение задания является собственник (физическое лицо либо юридическое лицо) или иной законный владелец объекта культурного наследия. Выдача задания осуществляется в срок не более 30 рабочих дней с даты регистрации документов (присвоения входящего номера) в органе охраны объектов культурного наследия. Задание выдается заявителю (его уполномоченному представителю) в 2 (двух) экземплярах на согласование. Один экземпляр согласованного задания возвращается заявителем в орган охраны объектов культурного наследия.

С образцами заявлений для получения задания можно ознакомится в помещении управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края по ул. Молодежной, 26 в г. Барнауле. При необходимости форма заявления может быть направлена на электронную почту заявителя.
Видео
Телеканал «Катунь 24»

Фоторепортаж
Пресса
Алтайская правда

Форум ПРАВИТЕЛЬСТВА
Коровин Дмитрий Николаевич
Коровин Дмитрий Николаевич