Проект закона «Об общественном контроле в Алтайском крае»

 Проект

ЗАКОН
Алтайского края

Об общественном контроле в Алтайском крае

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» настоящий Закон определяет порядок организации и осуществления общественного контроля в Алтайском крае.

Статья 1.

Правовые основы осуществления общественного контроля в Алтайском крае

1. Общественный контроль в Алтайском крае осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 21 июля 2014 года №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Алтайского края, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Алтайского края, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в значениях, указанных в Федеральном законе.

Статья 2.

Предмет регулирования настоящего Закона

1. Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с осуществлением общественного контроля за деятельностью органов государственной власти Алтайского края, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций Алтайского края, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия (далее – органы и организации).

2. Настоящий Закон не распространяется на отношения, регулируемые законодательством о выборах и референдумах.

3. Особенности осуществления общественного контроля за отдельными сферами деятельности органов и организаций могут определяться законодательством Российской Федерации.

Статья 3.

Субъекты общественного контроля

1. В соответствии с Федеральным законом субъектами общественного контроля в Алтайском крае являются:

1) Общественная палата Алтайского края;

2) общественные палаты (советы) муниципальных образований;

3) общественные советы при органах государственной власти Алтайского края;

4) общественные советы при органах местного самоуправления;

5) общественные инспекции;

6) группы общественного контроля;

7) иные организационные структуры общественного контроля.

2. Субъекты общественного контроля при осуществлении общественного контроля имеют права и обязанности, установленные Федеральным законом и настоящим Законом.

3. Лица, участвующие в осуществлении общественного контроля, обязаны соблюдать требования, установленные Федеральным законом и настоящим Законом.

Статья 4.

Общественная палата Алтайского края, общественные палаты (советы) муниципальных образований

1. Общественная палата Алтайского края, общественные палаты (советы) муниципальных образований принимают участие в формировании соответственно общественных советов при органах государственной власти Алтайского края, общественных советов при органах местного самоуправления, выступают инициаторами и (или) организаторами общественного контроля в любой форме, участвуют в осуществлении общественного контроля в соответствии с Федеральным законом и настоящим Законом.

2. Общественная палата Алтайского края осуществляет общественный контроль в порядке, предусмотренном Федеральным законом, настоящим Законом, законом Алтайского края от 3 ноября 2005 года № 87-ЗС «Об Общественной палате Алтайского края».

3. Общественная палата Алтайского края координирует, обобщает и анализирует деятельность по осуществлению общественного контроля в Алтайском крае.

4. Общественные палаты (советы) муниципальных образований осуществляют общественный контроль в порядке, предусмотренном Федеральным законом, настоящим Законом, муниципальными нормативными правовыми актами.

Статья 5.

Общественные советы при органах государственной власти Алтайского края, общественные советы при органах местного самоуправления

1. Общественные советы при органах государственной власти Алтайского края, общественные советы при органах местного самоуправления выполняют консультативно-совещательные функции и участвуют в осуществлении общественного контроля в порядке и формах, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Алтайского края, муниципальными правовыми актами, положениями об общественных советах, принимаемыми органами, при которых создаются общественные советы.

2. Общественные советы содействуют учету прав и законных интересов общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций при общественной оценке деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

3. В состав общественного совета не могут входить лица, указанные в части 4 статьи 13 Федерального закона.

4. Правом выдвижения кандидатур в состав общественного совета обладают общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации, зарегистрированные на территории Алтайского края, целями деятельности которых являются представление или защита общественных интересов и (или) выполнение экспертной работы в сфере общественных отношений.

5. В формировании общественных советов при органах государственной власти Алтайского края принимает участие Общественная палата Алтайского края.

6. Общественный совет при Алтайском краевом Законодательном Собрании формируется по предложению Общественной палаты Алтайского края в соответствии с законом Алтайского края от 8 мая 2001 года № 22-ЗС «Об Алтайском краевом Законодательном Собрании», иными нормативными правовыми актами Алтайского краевого Законодательного Собрания.

7. Общественные советы при органах исполнительной власти Алтайского края формируются в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего органа исполнительной власти Алтайского края.

8. Общественные советы могут формироваться при органах местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами.

Статья 6.

Общественные инспекции и группы общественного контроля

1. Общественная палата Алтайского края, общественные палаты (советы) муниципальных образований, общественные советы при органах исполнительной власти Алтайского края, общественные советы при органах местного самоуправления могут создавать общественные инспекции и группы общественного контроля.

2. Общественные инспекции и группы общественного контроля создаются для осуществления общественного контроля в целях содействия соблюдению законодательства, защиты прав и свобод человека и гражданин, учета общественных интересов в отдельных сферах общественных отношений во взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправлении, в компетенцию которых входит осуществление государственного контроля (надзора) или муниципального контроля за деятельностью органов и организаций, в отношении которых осуществляется общественный контроль.

3. Общественные инспекции создаются для осуществления общественного контроля в нескольких сферах общественных отношений.

4. Группы общественного контроля создаются для осуществления общественного контроля в одной сфере общественных отношений либо по одному вопросу общественного контроля. Группы общественного контроля могут входить в состав общественной инспекции.

5. Цели и задачи общественного контроля, сферы общественных отношений, в которых общественные инспекции и группы общественного контроля осуществляют общественный контроль, организационные основы деятельности определяются при их создании соответствующими субъектами общественного контроля.

6. Общественные инспекции и группы общественного контроля формируются субъектами общественного контроля из своего состава и (или) из иных граждан, добровольно изъявивших желание войти в состав общественной инспекции, группы общественного контроля либо выдвинутых общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями, зарегистрированными на территории Алтайского края.

7. Членом общественной инспекции, группы общественного контроля может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста восемнадцати лет, проживающий на территории Алтайского края.

8. В состав общественной инспекции, группы общественного контроля не могут входить лица, которые в соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона не могут входить в состав общественного совета.

9. Информация о формировании общественной инспекции, группы общественного контроля размещается субъектом общественного контроля в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», направляется в Общественную палату Алтайского края, общественные палаты (советы) муниципальных образований.

10. Письменные заявления граждан о желании войти в состав общественной инспекции, группы общественного контроля направляются соответствующему субъекту общественного контроля в течение десяти дней со дня размещения информации о формировании общественной инспекции, группы общественного контроля. К заявлению гражданина прилагаются документы и (или) копии документов, подтверждающие его право войти в состав общественной инспекции, группы общественного контроля.

11. Граждане включаются в состав общественной инспекции, группы общественного контроля на конкурсной основе в соответствии с требованиями, определенными соответствующим субъектом общественного контроля, и по результатам консультаций с Общественной палатой Алтайского края, общественной палатой (советом) муниципального образования.

12. Полномочие общественной инспекции, группы общественного контроля, их членов на осуществление общественного контроля подтверждается решением соответствующего субъекта общественного контроля о создании общественной инспекции, группы общественного контроля.

13. После формирования общественной инспекции, группы общественного контроля ее члены совместно с представителями соответствующего субъекта общественного контроля утверждают регламент деятельности общественной инспекции, группы общественного контроля.

14. Нарушение членом общественной инспекции, группы общественного контроля регламента деятельности общественной инспекции, группы общественного контроля влечет прекращение его полномочий. Решение о прекращении полномочий члена общественной инспекции, группы общественного контроля принимается на заседании общественной инспекции, группы общественного контроля по согласованию с соответствующим субъектом общественного контроля.

Статья 7.

Полномочия общественной инспекции, группы общественного контроля

Общественные инспекции, группы общественного контроля вправе:

1) выступать инициаторами и (или) организаторами общественного контроля;

2) при осуществлении общественного контроля проводить контрольные мероприятия в отдельных сферах общественных отношений;

3) взаимодействовать с органами государственной власти и органами местного самоуправления, в компетенцию которых входит осуществление государственного контроля (надзора) или муниципального контроля за деятельностью органов и организаций, в отношении которых осуществляется общественный контроль, в том числе:

а) запрашивать планы надзорных (контрольных) мероприятий органов государственной власти и органов местного самоуправлении, в компетенцию которых входит осуществление государственного контроля (надзора) или муниципального контроля за деятельностью органов и организаций;

б) получать информацию о результатах проверок, проводимых органами государственной власти и органами местного самоуправлении, в компетенцию которых входит осуществление государственного контроля (надзора) или муниципального контроля за деятельностью органов и организаций, за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, сведения о персональных данных, и информации, доступ к которой ограничен федеральными законами;

в) участвовать в совместных надзорных (контрольных) мероприятиях;

г) оперативно информировать органы государственной власти и органы местного самоуправлении, в компетенцию которых входит осуществление государственного контроля (надзора) или муниципального контроля за деятельностью органов и организаций о несоблюдении законодательства, нарушении прав и свобод человека и гражданина;

4) осуществлять иные полномочия, предусмотренные федеральными законами и настоящим Законом.

Статья 8.

Формы общественного контроля

1. Общественный контроль осуществляется в формах общественного мониторинга, общественной проверки, общественной экспертизы, в иных формах, не противоречащих Федеральному закону, а также в формах общественного обсуждения, общественных (публичных) слушаний и других формах взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами и органами местного самоуправления.

2. Общественный контроль может осуществляться одновременно в нескольких формах.

Статья 9.

Общественный мониторинг

1. Организаторами общественного мониторинга являются субъекты, указанные в части 2 статьи 19 Федерального закона.

2. Общественный мониторинг проводится публично и открыто с использованием информационно-телекоммуникационных систем, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

3. Порядок проведения общественного мониторинга и определения его результатов устанавливается организатором общественного мониторинга.

4. Организатор общественного мониторинга обнародует информацию о предмете общественного мониторинга, сроках, порядке его проведении и определения его результатов в соответствии с Федеральным законом.

5. По результатам общественного мониторинга его организатором может быть подготовлен итоговый документ в соответствии с требованиями Федерального закона.

6. Итоговый документ, подготовленный по результатам общественного мониторинга, в течение семи рабочих дней после окончания общественного мониторинга направляется на рассмотрение в органы и организации, обнародуется в соответствии с Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

7. В зависимости от результатов общественного мониторинга его организатор вправе инициировать проведение общественного обсуждения, общественных (публичных) слушаний, общественной проверки, общественной экспертизы, общественного контроля в иных формах.

Статья 10.

Общественная проверка

1. Инициаторами общественной проверки могут быть субъекты, указанные в части 2 статьи 20 Федерального закона, а также Общественная палата Алтайского края, общественные палаты (советы) муниципальных образований, общественные советы при органах государственной власти Алтайского края, общественные советы при органах местного самоуправления.

2. Организаторами общественной проверки являются субъекты общественного контроля, указанные в статье 9 Федерального закона, принявшие решение о ее проведении в течение пяти дней со дня поступления соответствующей инициативы.

3. Порядок организации и проведения общественной проверки устанавливается ее организатором в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом, муниципальными нормативными правовыми актами.

4. Для проведения общественной проверки субъекты общественного контроля вправе привлекать на общественных началах граждан (общественных инспекторов), которые имеют права и обязанности, предусмотренные статьей 21 Федерального закона. Полномочия общественного инспектора подтверждаются соответствующим решением субъекта общественного контроля.

5. Организатор общественной проверки не мене чем за три рабочих дня до начала проверки в письменной форме уведомляет руководителя проверяемых органа или организации об общественной проверке с указанием ее сроков, порядка проведения и определения результатов, а также размещает указанную информацию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также извещает Общественную палату Алтайского края, общественные палаты (советы) муниципальных образований.

6. При подготовке общественной проверки ее организатор вправе направить в проверяемые орган или организацию запрос о предоставлении необходимых для проведения общественной проверки документов и других материалов.

7. При проведении общественной проверки представитель субъекта общественного контроля, являющегося организатором общественной проверки, и (или) общественный инспектор вправе посещать проверяемые орган или организацию в порядке, установленном статьей 14 настоящего Закона.

8. Срок проведения общественной проверки не должен превышать тридцать дней.

9. По результатам общественной проверки ее организатор подготавливает итоговый документ (акт) в соответствии с требованиями Федерального закона.

10. Итоговый документ (акт), подготовленный по результатам общественной проверки, в течение семи рабочих дней после ее окончания направляется руководителю проверяемых органа или организации, иным заинтересованным лицам, а также размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Статья 11.

Общественная экспертиза

1. Инициаторами общественной экспертизы могут быть субъекты, указанные в частях 3, 4 статьи 21 Федерального закона, а также Общественная палата Алтайского края, общественные палаты (советы) муниципальных образований.

2. Организаторами общественной экспертизы являются субъекты общественного контроля, указанные в статье 9 Федерального закона, принявшие решение о ее проведении в течение пяти дней со дня поступления соответствующей инициативы.

3. Порядок организации и проведения общественной экспертизы устанавливается ее организатором в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом, муниципальными нормативными правовыми актами.

4. В случаях, когда проведение общественной экспертизы в соответствии с федеральными законами является обязательным, организаторами общественной экспертизы являются общественные советы, Общественная палата Алтайского края, общественные палаты (советы) муниципальных образований.

5. В случаях, когда проведение общественной экспертизы в соответствии с федеральными законами является обязательным, органы и организации направляют акты, проекты актов, решения, проекты решений, документы и другие материалы в соответствующий общественный совет и (или) Общественную палату Алтайского края, общественную палату (совет) муниципального образования и размещают указанные документы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Если указанные документы не будут направлены субъекту общественного контроля, он вправе самостоятельно приступить к общественной экспертизе.

6. Для проведения общественной экспертизы ее организатор вправе привлекать на общественных началах специалиста в соответствующей области знаний (общественного эксперта) либо сформировать экспертную комиссию в соответствии с частью 7 статьи 22 Федерального закона. Экспертная комиссия формируется из общественных экспертов, имеющих соответствующее образование и квалификацию в различных областях знаний.

7. Общественный эксперт имеет права и обязанности, предусмотренные статьей 23 Федерального закона.

8. Организатор общественной экспертизы в день принятия решения о проведении общественной экспертизы размещает в информационно-телекоммуникационной системе «Интернет» информацию о начале проведения экспертизы, привлечении к ее проведению экспертов, создании экспертной комиссии, а также извещает Общественную палату Алтайского края, общественные палаты (советы) муниципальных образований.

9. Организатор общественной экспертизы вправе запрашивать у органов и организаций документы, подлежащие экспертизе, а также иные необходимые материалы, которые должны быть предоставлены в срок не позднее семи дней со дня поступления запросов.

10. Срок проведения общественной экспертизы не может превышать сто двадцать дней со дня объявления о проведении общественной экспертизы, если иное не установлено федеральными законами.

11. По результатам общественной экспертизы ее организатор подготавливает итоговый документ (заключение) в соответствии с требованиями Федерального закона.

12. Итоговый документ (заключение), подготовленный по результатам общественной экспертизы, в течение семи рабочих дней после ее окончания направляется на рассмотрение в органы или организации, и обнародуется в соответствии с Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Статья 12.

Общественное обсуждение

1. Организаторами общественного обсуждения являются субъекты общественного контроля, указанные в статье 9 Федерального закона, общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации, а также органы и организации.

2. Порядок проведения общественного обсуждения устанавливается организатором общественного обсуждения в соответствии с федеральными законами, законами Алтайского края, муниципальными нормативными правовыми актами.

3. Общественное обсуждение проводится с обязательным участием в нем уполномоченных лиц органов и организаций и с привлечением к участию представителей различных профессиональных и социальных групп, в том числе лиц, права и законные интересы которых затрагивает или может затронуть решение, проект которого выносится на общественное обсуждение.

4. Общественное обсуждение проводится публично и открыто. Участники общественного обсуждения вправе свободно выражать свое мнение и вносить предложения по вопросам, вынесенным на общественное обсуждение.

5. Общественное обсуждение может проводиться через средства массовой информации, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

6. Организатор общественного обсуждения размещает в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о сроках, порядке его проведения и определения его результатов, имеющиеся в его распоряжении материалы по вопросу, выносимому на обсуждение, а также извещает Общественную палату Алтайского края.

7. Со дня размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о проведении общественного обсуждения участники обсуждения могут направлять замечания и предложения по вынесенным на обсуждение вопросам.

8. При проведении общественного обсуждения посредством собрания граждан организатор общественного обсуждения обеспечивает:

1) доступ участников в помещение для общественного обсуждения и их регистрацию;

2) обеспечение участников общественного обсуждения необходимыми материалами;

3) общественную безопасность и соблюдение порядка при проведении общественного обсуждения.

9. Срок проведения общественного обсуждения не может быть менее десяти дней со дня объявления о проведении общественного обсуждения.

10. По результатам общественного обсуждения субъект общественного контроля, являющийся его организатором, подготавливает итоговый документ (протокол) в соответствии с требованиями Федерального закона.

11. Итоговый документ (протокол), подготовленный по результатам общественного обсуждения, в течение семи рабочих дней после его окончания направляется на рассмотрение в органы государственной власти Алтайского края или органы местного самоуправления и обнародуется в соответствии с Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Статья 13.

Общественные (публичные) слушания

1. Организаторами общественных (публичных) слушаний являются субъекты общественного контроля, указанные в статье 9 Федерального закона, а также органы и организации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Общественные (публичные) слушания проводятся по вопросам государственного и муниципального управления в сферах охраны окружающей среды, градостроительной деятельности, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в других сферах в случаях, установленных федеральными законами, законами Алтайского края, муниципальными нормативными правовыми актами.

3. Общественные (публичные) слушания по проекту закона Алтайского края о бюджете Алтайского края на очередной финансовый год и плановый период и годовому отчету о его исполнении проводятся в соответствии с законом Алтайского края от 3 сентября 2007 года № 75-ЗС «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае».

4. Порядок проведения общественных (публичных) слушаний и определения их результатов устанавливается их организатором в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом, муниципальными нормативными правовыми актами.

5. Общественные слушания (публичные) слушания проводятся публично и открыто. Участники общественных (публичных) слушаний вправе свободно высказывать свое мнение и вносить предложения и замечания по вопросу, вынесенному на общественные (публичные) слушания.

6. Организатор общественных (публичных) слушаний не менее чем за тридцать дней до дня проведения общественных (публичных) слушаний размещает в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о вопросе, вынесенном на общественные (публичные) слушания, а также о дате, времени, месте и порядке их проведения и определения их результатов, имеющиеся в его распоряжении материалы по вопросу, выносимому на общественные (публичные) слушания, а также извещает Общественную палату Алтайского края, общественные палаты (советы) муниципальных образований.

7. Организатор общественных (публичных) слушаний обеспечивает:

1) доступ участников в помещение для проведения публичных (общественных) слушаний и их регистрацию;

2) предоставление участникам общественных (публичных) слушаний необходимых материалов;

3) общественную безопасность и соблюдение порядка при проведении общественных (публичных) слушаний.

8. По результатам общественных (публичных) слушаний субъектом общественного контроля, являющимся их организатором, подготавливается итоговый документ (протокол) в соответствии с Федеральным законом.

9. Итоговый документ (протокол), подготовленный по результатам общественных (публичных) слушаний, в течение семи рабочих дней после их окончания направляется на рассмотрение в органы и организации и обнародуется в соответствии с Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Статья 14.

Случаи и порядок посещения субъектами общественного контроля органов и организаций, в отношении которых проводится общественный контроль

1. Субъекты общественного контроля вправе посещать органы и организации, в отношении которых проводится общественный контроль, в случаях:

1) проведения общественной проверки;

2) при поступлении информации от граждан и организаций о нарушении соответствующими органами и организациями прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, а также при сообщении средствами массовой информации сведений о массовом нарушении соответствующими органами и организациями прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.

2. Порядок посещения органов государственной власти Алтайского края, государственных организаций Алтайского края, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, устанавливается частями 3 - 6 настоящей статьи. Порядок посещения органов местного самоуправления, муниципальных организаций устанавливается муниципальными нормативными правовыми актами.

3. О посещении органов государственной власти Алтайского края, государственных организаций Алтайского края, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, субъект общественного контроля письменно уведомляет указанные органы и организации не позднее чем за пять рабочих дней до даты посещения.

4. В уведомлении субъекта общественного контроля указываются:

1) основание и цель посещения;

2) дата и время посещения;

3) персональный состав лиц, уполномоченных субъектом общественного контроля на посещение;

4) регламент посещения.

5. Уведомление субъекта общественного контроля может быть направлено по почте, посредством факсимильной связи, по электронной почте посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также посредством иных средств связи.

6. Орган или организация, указанные в части 3 настоящей статьи, при получении уведомления субъекта общественного контроля обязаны не позднее трех рабочих дней со дня получения уведомления письменно подтвердить дату и время посещения, обеспечить доступ субъекта общественного контроля в орган или организацию либо согласовать с субъектом общественного контроля иные дату и время посещения.

7. Наличие в органах и организациях, в отношении которых проводится общественный контроль, специального режима доступа граждан не может служить основанием для отказа в их посещении субъектами общественного контроля в соответствии с Федеральным законом и настоящим Законом.

8. При наличии в органах и организациях, в отношении которых проводится общественный контроль, специального режима доступа граждан посещение указанных органов и организаций осуществляется согласно установленному режиму.

Статья 15.

Рассмотрение итогового документа, подготовленного по результатам общественного контроля

1. Органы и организации рассматривают направленные им итоговые документы, подготовленные по результатам общественного контроля, руководствуясь принципами общественного контроля, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом.

2. Органы и организации в пределах полномочий учитывают предложения, рекомендации и выводы, содержащиеся в итоговых документах, подготовленных по результатам общественного контроля, в следующих случаях:

1) если предложения и рекомендации направлены на защиту прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, обоснованы и не противоречат нормативным правовым актам Российской Федерации, нормативным правовым актам Алтайского края, муниципальным нормативным правовым актам;

2) если в течение одного календарного года по одному и тому же вопросу общественного контроля два и более субъекта общественного контроля представят одинаковые предложения и рекомендации, не противоречащие нормативным правовым актам Российской Федерации, нормативным правовым актам Алтайского края, муниципальным нормативным правовым актам.

3. В случаях, установленных правовым актом Губернатора Алтайского края, предложения, рекомендации и выводы, содержащиеся в итоговых документах, подготовленных по результатам общественного контроля, учитываются при оценке эффективности деятельности государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

Статья 16.

Информационное обеспечение общественного контроля

1. В целях информационного взаимодействия органов государственной власти Алтайского края, органов местного самоуправления и субъектов общественного контроля указанные органы размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:

1) проекты разрабатываемых ими нормативных правовых актов Алтайского края;

2) информацию о начале процедуры общественного контроля и его организаторе (с указанием контактной информации), поступившую от субъекта общественного контроля;

3) итоговый документ, подготовленный по результатам общественного контроля, поступивший от субъекта общественного контроля;

4) информацию о рассмотрении итогового документа, подготовленного по результатам общественного контроля;

5) иную информацию об осуществлении общественного контроля.

2. В целях информационного обеспечения общественного контроля, обеспечения его публичности и открытости для размещения информации, предусмотренной Федеральным законом и настоящим Законом, субъекты общественного контроля могут создавать специальные сайты, а также:

1) общественный совет при Алтайском краевом Законодательном Собрании может использовать официальный сайт Алтайского краевого Законодательного Собрания;

2) общественные советы при органах исполнительной власти Алтайского края, а также формируемые ими общественные инспекции и группы общественного контроля могут использовать официальные сайты соответствующих органов исполнительной власти Алтайского края;

3) общественные инспекции и группы, формируемые Общественной палатой Алтайского края, могут использовать официальный сайт Общественной палаты Алтайского края;

4) иные субъекты общественного контроля могут использовать официальный сайт Общественной палаты Алтайского края по решению Совета Общественной палаты Алтайского края.

3. Порядок использования официальных сайтов органов местного самоуправления субъектами общественного контроля определяется муниципальными нормативными правовыми актами.

Статья 17.

Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.

Губернатор Алтайского края А.Б. Карлин


Пояснительная записка к проекту закона« Об общественном контроле в Алтайском крае» 

Возврат к списку


Обсуждение закрыто



Комментарии
Константин Емешин,  Барнаул69общественник
8 Май 2015

Возражение комментатору Домуховскому: вы в пункте 2 предлагаете усилить роль Общественной палаты. Но я как человек стоявший у истоков палаты и знающий сегодняшнюю по сути НАЗНАЧАЕМУЮ исполнительной властью палату, могу сказать, что законопроект наооборот нужно отвернуть от Общественной палаты. Ибо палата это ФАНТОМ - губернатор назначил подобранных аппаратом людей, затем они избрали оставшихся, да и более 700 муниципалитетов формально проголосуют за свою квоту, которую тщательно отбирает аппарат. И получает некий фантом созданный бюрократией. Особенно после того как совместили должность руководителя аппарата и заместителя председателя совета палаты. Он получает зарплату из бюджета и поэтому он и составляет вертикаль власти. А Общественная палата должна быть ОБЩЕСТВЕННОЙ, как это мы делали в палате 2-го созыва. Но наша независимое мнение крайне раздражало бюрократию и ее сделали назначаемой.
Степан,  Барнаул65Инженер -радиотехник
8 Май 2015

Статью 5 исключить. Деятельность общественной палаты и советов уже регламентирована, и незачем что-то повторять.

Статья 7. пункт 2 изложить в следующей редакции:
2) проводить контрольные мероприятия во всех сферах общественных отношений;
Пункт 4 исключить. Если полномочия уже определены федеральными законами и настоящим Законом, то незачем повторять.
Статья 8. Пункт 2 исключить. Что не запрещено, то разрешено.
Статья 14. Пункты 2, 3. Порядок посещения должен быть для всех единым.
Статья 15.
Все предложения и рекомендации общественного контроля должны, безусловно, приниматься, если они обоснованы и не противоречат законодательству.
Пункт 1. Убрать текст: «…руководствуясь принципами общественного контроля…» или указать эти принципы или дать ссылку на документ.
Пункт 2, часть 2. Исключить или пояснить, почему 2 субъекта проверки по одному и тому же вопросу?
Пункт 3. Убрать текст: «В случаях, установленных правовым актом Губернатора Алтайского края»

Статья 16.
Пункт 1, части 2, 3, 4 исключить. Их содержание подробно прописано в предыдущих статьях (см., например, статью 13, пункт 9)
пункт 5 исключить (в законе все должно быть конкретно, а «иная информация» - это не конкретно). Что не запрещено, то разрешено.
Комитет гражданских инициатив,  Барнаул
8 Май 2015

«Ключевым фактором движения вперёд,
конечно, является гражданская позиция, инициатива людей…
Рассчитываю, что участие граждан в нашей общей
работе будет расширяться, тем более
что с текущего года начнётся внедрение
системы независимой оценки качества
услуг в социальной сфере».
В.В.Путин, 07.05.2015
http://kremlin.ru/events/president/news/49425

РЕКОМЕНДАЦИИ
круглого стола Алтайской группы Комитета гражданских инициатив
по концепции проекта ЗАКОНА Алтайского края
«Об общественном контроле в Алтайском крае»
г. Барнаул 7 мая 2015 г.

Экспертиза законопроекта «Об общественном контроле в Алтайском крае» проведена по тексту, размещенному 29 апреля 2015 г. на сайте органов власти Алтайского края
http://www.altairegion22.ru/official_...skom-krae/
Поскольку данный проект представлен к нулевому чтению, поэтому данные рекомендации, прежде всего, посвящены экспертизе КОНЦЕПЦИИ данного законопроекта.
АКТУАЛЬНОСТЬ .
Принятие закона регламентирующего ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ актуально, т.к. данный закон призван обеспечить еще один возможный механизм развития диалога власти и общества, движение в направлении реализации основного принципа Конституции России, что «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (Статья 3).
Предпосылкой принятия Закона Алтайского края является и то, что на федеральном уровне принят рамочный закон по этой теме от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее ФЗ) , который концептуально направлен на «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ГРАЖДАН НА УЧАСТИЕ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ».
АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ ПРОЕКТА КРАЕВОГО ЗАКОНА
Участники круглого стола отметили, что законопроект целесообразно доработать в следующих направлениях:
1.
Авторы законопроекта предусмотрели только участие краевых общественных структур в проведении общественного контроля. Однако в крае существуют практически при всех федеральных структурах общественные советы, которые призваны также обеспечивать общественный контроль. Поэтому данный законопроект целесообразно дополнить разделом (статьей) регламентирующим эти взаимоотношения. Это позволит повысить эффективность контроля и позволит избежать дублирования.

2.
Авторы краевого законопроекта выделяют семь СУБЪЕКТОВ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ, хотя анализ содержания данного законопроекта по сути выявляет - монополизацию общественного контроля в таких структурах как Общественная палата и Общественный Совет. Тем не менее, на уровне Федерации сформирована самостоятельная нормативная база для проведения общественного контроля в отдельных областях жизнедеятельности и формирование отдельных структур – экологический контроль, контроль качества медицинской помощи, контроль различными правозащитными структурами, жилищный контроль и т.д. В связи с этим целесообразно в Статье 2 пункт 7) дополнить и сформулировать его так –
7) иные организационные структуры общественного контроля в соответствии с Федеральными и краевые законами, в Положении (Уставах) которых предусмотрен такой вид деятельности как «Общественный контроль».
Кроме этого авторы краевого законопроекта несколько сузили возможность общественных организаций и иных негосударственных некоммерческих организаций в проведении общественного контроля, поскольку в Статье 3 ФЗ содержится пункт
5. Общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации могут являться организаторами таких форм общественного контроля, как общественный мониторинг, общественное обсуждение, а также принимать участие в осуществлении общественного контроля в других формах…
Поскольку в краевом законопроекте нет аналогичной статьи, то ее можно отразить в Статье 2 дополнив пункт Общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации могут являться организаторами таких форм общественного контроля, как общественный мониторинг, общественное обсуждение.

3.
Системный подход предусматривает, что существуют два вида контроля - ВНУТРЕННИЙ и ВНЕШНИЙ.
Авторы законопроекта предусмотрели, что определяющая роль в организации общественного контроля сосредоточена в таких структурах как «Общественная палата» и «Общественный Совет». При этом предусматривают, что и сами Общественные советы формируются по согласованию с Общественной палатой.
Кроме этого механизмы формирования этих структур обращают внимание, что они формируются при ведущей роли самих государственных структур. Так, Общественные советы формируются приказами руководителей государственных (муниципальных) органов. Общественная палата формируется с определением «стартового» состава – «квота губернатора», которая затем выбирает представителей общественных организаций, а кроме этого представители муниципальных властей формируют «муниципальную квоту».
Таким образом, авторы законопроекта, по сути, предусмотрели только механизмы ВНУТРЕННЕГО общественного контроля, когда контроль за деятельностью государственной (муниципальной) власти осуществляют структуры, сформированные этими же органами власти.
Частично проблему введения ВНЕШНЕГО общественного контроля можно решить выше приведенными в Статье 2 дополнениями в пунктах 7) и .

4.
Авторы законопроекта, к сожалению, в общем виде возлагают основные полномочия по организации общественного контроля на Общественную палату. При этом не детализируется уровень решения – либо это общее собрание Общественной палаты, либо это решение Совета Общественной палаты или комиссии или аппарата. Опыт работы показал, что без этой детализации решения принимаются руководителем аппарата по согласованию либо с председателем Совета, либо с чиновником, курирующим работу Общественной палаты в администрации края. В этом случае говорить об «ОБЩЕСТВЕННОМ» контроле не корректно.
Поэтому Статью 4 посвященную полномочиям Общественной палаты в общественном контроле необходимо превратить в статью с конкретными механизмами участия Общественной палаты и ее структур в регламентации общественного контроля.

5.
Авторы краевого законопроекта в отличии от ФЗ ограничили спектр участников проведения общественного контроля. Так, если федеральный законодатель предусмотрел в Статье 21 такой статус как «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНСПЕКТОР», то в проекте краевого закона вводится термин «ЧЛЕН ОБЩЕСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ» и «ЧЛЕН ГРУППЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ». При этом в законопроекте лишь упоминается, что ЧЛЕНЫ инспекции (группы) включаются на конкурсной основе. Но не понятен статус ЧЛЕНА ИНСПЕКЦИИ, каковы правила конкурса и критерии, как можно оспорить результаты конкурса. Не понятно, какие меры социальной защиты предусмотрены для ИНСПЕКТОРА, и какие меры повышения социального статуса возможны. И вообще целесообразно предусмотреть механизмы обеспечения достаточной компетенции и навыков ведения общественного контроля ИНСПЕКТОРОМ (аккредитация или лицензирование, требования к уровню образования и т.д.) при такой форме как ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРОВЕРКА.
Подобные предложения можно сформулировать и в отношении статуса «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРТ» (Статья 23 ФЗ).

6.
Рассматриваемый законопроект, как и любые подобные законы, регламентирующие отношения граждан и структур власти, к сожалению, не содержат норм ответственности представителей структур власти, которые нарушают права общественных инспекторов (экспертов) на получение полной и достоверной информации для проведения контрольных мероприятий. Целесообразно рассмотреть вопрос об административной ответственности со стороны должностных лиц за нарушение прав общественных инспекторов.

7.
Рассматриваемый законопроект, написан в стиле организационно-распорядительного документа, и требует корректировки с использованием строгой юридической техники законопроектных работ.

8.
Недостаточное использование юридической техники законопроектных работ не позволяет в данном законопроекте четко выделить ПРЕДМЕТ РЕГУЛИРОВАНИЯ. Не регламентированы в тексте законопроекта и механизмы обеспечения Принципов общественного контроля предусмотренных Статьей 6 ФЗ.

9.
Принципиальная особенность ОБЩЕСТВЕННОГО контроля это максимальная публичность. Поэтому в краевом законе целесообразно выделить обязательность размещения результатов контроля не просто в ИНТЕРНЕТЕ, а именно на официальном сайте(ах) Алтайского края. Например, на сегодняшний день этой сайт НКО Алтайского краяhttp://nko22.ru/.


РЕЗЮМЕ: В предложенном виде законопроект не сможет обеспечить задачу объективного, профессионального и всестороннего общественного контроля. Предложенный законопроект требует существенной концептуальной доработки в направлении ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН НА УЧАСТИЕ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ.
Новый вариант законопроекта необходимо дополнительно обсудить с участием исполнительных и законодательных органов власти и представителей гражданского общества.

Спикеры круглого стола:
Ю.К.Гальченко, депутат Алтайского краевого законодательного собрания;
А.В.Вытоптов, депутат Барнаульской городской Думы;
И.С.Карпов, депутат Барнаульской городской Думы;
Представители общественных организаций -
С.Андрейчук, «Трансперенси Интернешнл - Сибирь»;
А.В.Грибков, «Геблеровское экологическое общество»
К.Н.Емешин, «Гражданская ассамблея Алтайского края»;
С.Ю.Канарев, член Общественной палаты Алтайского края, «Молодые журналисты Алтая»;
А.Н.Мартыненко, «Союз общественных организаций»;
Ю.В.Никулин, АРОФИ «Талант»;
Н.Ю.Скалон, корреспондент «Алтапресс»;
Г.П.Шейда, АКОД поддержки гражданских инициатив "Согласие"
Домуховский Миихаил Алексеевич,  БарнаулСтудент ЮФ АлтГУ, активист ВОО "Молодая Гвардия Единой России"
7 Май 2015

Предлагаю внести в данный законопроект следующие изменения:

1. Необходимо ввести задачу, неуказанную в ФЗ РФ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" - охрана прав и законных интересов граждан. Данное положение имеет принципиально важное значение, поскольку в гражданском обществе нужно стремиться именно к режиму охраны, а не защиты, так как последний предполагает возможность изначального нарушение права на законных основаниях.

2) Целесообразно закрепить особый статус такого субъекта общественного контроля как Общественная Палата Алтайского края. Данный орган действует на постоянной основе и проводит адекватный мониторинг в области общественного контроля. Статус должен выражаться признании данного органа верхним в иерархии субъектов общественного контроля. Также итоговые документы, внесенные Общественной Палатой Алтайского края должны подлежать обязательному учету в органах государственной власти и местного самоуправления. Необходимо наделить общественную палату функциями контроля за иными субъектами общественного контроля в целях ведения конструктивной работы и адекватности предложений.

3. Необходимо ввести оговорку о том, что данный закон не ограничивает право граждан и на проведение общественного контроля и направление его результатов в органы государственной власти Алтайского края, органы местного самоуправления и другим лицам в ином порядке, чем установлено данным законом. Таким образом, реализуется достаточно важное конституционное право граждан на свободу мысли и слова.

4. Необходимо ввести возрастной ценз для субъектов общественного контроля - 18 лет, поскольку с момента наступления полной дееспособности лицо способно в полной мере осуществлять свои права.

Домуховский М.А.
7. 05. 2015
Константин Емешин,  Барнаул69председатель правления "Школа реальной политики"
2 Май 2015

вариант № 1 от 02.05.2015 г.
ЭКСПЕРТИЗА КОНЦЕПЦИИ
проекта ЗАКОН Алтайского края
«Об общественном контроле в Алтайском крае»

Экспертиза законопроекта «Об общественном контроле в Алтайском крае» проведена по тексту, размещенному 29 апреля 2015 г. на сайте органов власти Алтайского края http://www.altairegion22.ru/official_...skom-krae/
Поскольку данный проект представлен, по сути, к нулевому чтению, поэтому данная экспертиза, прежде всего, посвящена КОНЦЕПЦИИ данного законопроекта.
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Принятие закона регламентирующего ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ актуально, т.к. эволюция политической системы в России – примат исполнительной власти, формирование власти по модели «вертикали», существенным образом ограничили возможности выстраивания диалога и обратной связи между структурами власти и гражданским обществом. Данный законопроект имеет целью компенсировать эти издержки, и призван обеспечить еще один возможный механизм восстановления диалога власти и общества, движение в направлении реализации основного принципа Конституции России, что «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (Статья 3).
Предпосылкой принятия Закона Алтайского края является и то, что на федеральном уровне принят рамочный закон по этой теме от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА КРАЕВОГО ЗАКОНА
Представленный законопроект решает ряд основных вопросов проведения общественного контроля.
1.
Законопроект прежде всего выделяет СУБЪЕКТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ. Их перечислено семь. Однако анализ текста показывает, что авторы законопроекта предусмотрели по сути только первые четыре субъекта –
1) Общественная палата Алтайского края;
2) общественные палаты (советы) муниципальных образований;
3) общественные советы при органах государственной власти Алтайского края;
4) общественные советы при органах местного самоуправления;

Перечисленные далее субъекты
5) общественные инспекции;
6) группы общественного контроля;
в соответствии со Статьей 6 законопроекта не являются самостоятельными субъектами, а формируются перечисленными выше четырьмя субъектами.
В соответствии с этим эти пункты вполне уместно упомянуть в Статье 4 как механизмы реализации полномочий первых четырех субъектов контроля.
Упоминание пункта
7) иные организационные структуры общественного контроля.
к сожалению, в дальнейшем тексте не расшифровывается и остается неопределенным. Хотя в России имеются законодательные нормы по тем или иным видам общественного контроля. Так например существует целый пакет нормативных актов по общественному контролю в сфере ЖКХ. Поэтому целесообразно данный пункт дополнить и изложить следующим образом:
7) иные организационные структуры общественного контроля в соответствии с Федеральными и краевым законами.

Анализ основных четырех субъектов общественного контроля обращает внимание, что сами эти субъекты, по сути, формируются теми же органами власти, за которыми и призван проводиться общественный контроль. Так Общественная палата формируется из членов назначенных Губернатором и далее уже эти назначенные производят выборы других членов Общественной палаты. Общественные Советы вообще формируются распорядительными актами самой государственной (муниципальной) структуры.
Таким образом, предложенный законопроект об общественном контроле концептуально формирует систему Общественного контроля за деятельностью органов государственной (муниципальной) власти со стороны структур, которые формируется этими же властными структурами. Таким образом, авторы законопроекта ограничиваются, по сути, введением механизмов только ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ – внутри самой системы.
В тексте законопроекта остается за скобками такой важный механизм общественного контроля как ВНЕШНИЙ КОНТРОЛЬ. Имеется ввиду: включение механизмов контроля по инициативе самого общества. Так, например, известная организация «Общероссийский Народный Фронт» (ОНФ) по данному законопроекту не имеют право на проведение общественного контроля. Не имеют таких прав и средства массовой информации
Данный дефект законопроекта можно было исправить путем добавления в качестве субъекта общественного контроля
общественные объединения и некоммерческие организации, средства массовой информации в Уставе которых предусмотрен такой вид деятельности как общественный контроль.
Это можно учесть в Статье 3 убрав подпункты 5 и 6 добавить новую редакцию пункта 5:
5) общественные объединения и некоммерческие организации, средства массовой информации в Уставе которых предусмотрен такой вид деятельности как общественный контроль.

2.
Существенным концептуальным дефектом данного законопроекта является то, что в нем отсутствуют обязанности и регламент деятельности органов власти Алтайского края при осуществлении общественного контроля. Опыт контроля показал, что без регламентации деятельности самих органов в случае проведения общественного контроля все это превращается в известную бюрократическую волокиту и отписки, отказ в предоставлении информации.
Так, например, в рассматриваемом законопроекте в Статье 11 пункт 9 предусмотрено, что
9. Организатор общественной экспертизы вправе запрашивать у органов и организаций документы, подлежащие экспертизе, а также иные необходимые материалы, которые должны быть предоставлены в срок не позднее семи дней со дня поступления запросов.
Но подобная формулировка с одной стороны не влечет какой-то ответственности за непредставление или неполное представление материалов, а с другой стороны может излишне и не обоснованно нагружать орган власти подготовкой этих материалов.
Поэтому предлагается авторам законопроекта более детально расшифровать в статьях законопроекта механизмы деятельности и ответственности органов власти при проведении общественного контроля. Как, например это сделано в Федеральном законе от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания"
вариант № 1 подготовлен председателем правления АКОО «Школа реальной политики» Емешиным Константином Николаевичем, тел 69-84-56; E-mail: kyemeshin@yandex.ru

Видео
Телеканал «Катунь 24»

Фоторепортаж
Пресса
Алтайская правда