Проект концепции развития дополнительного образования детей в Алтайском крае на период до 2020 года

ПРОЕКТ

КОНЦЕПЦИЯ

развития дополнительного образования детей в Алтайском крае

на период до 2020 года

1. Введение

Концепция развития дополнительного образования детей в Алтайском крае на период до 2020 года (далее – «Концепция») разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Концепция разработана во исполнение указов Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии в интересах детей на 2012 – 2017 годы»; от 07.05.2012 № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики»; от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

Концепция учитывает конкурентные преимущества, имеющегося инновационного потенциала, обозначены в Стратегии социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года.

Концепция направлена на перевод системы дополнительного образования на качественно новый уровень, который позволит формировать творческую, социально зрелую, физически здоровую личность молодых граждан России, призвана стать основой экономического роста и социального развития регионального сообщества, фактором благополучия, стабильности и успешности молодых людей, проживающих в Алтайском крае.

Концепция предусматривает принятие и реализацию управленческих решений по развитию региональной системы дополнительного образования детей, создание условий для эффективного взаимодействия участников ее реализации: органов государственной власти Алтайского края, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных и частных организаций образования, культуры и спорта, средств массовой информации и общественных объединений в сфере дополнительного образования детей.

2. Современное состояние и проблемы дополнительного

образования в Алтайском крае

В настоящее время возможность получения дополнительного образования обеспечивается государственными (муниципальными) организациями различной ведомственной принадлежности (образование, культура, спорт и другие), а также негосударственными (коммерческими и некоммерческими) организациями и индивидуальными предпринимателями.

В последние годы отмечается рост заинтересованности семей в дополнительном образовании детей, в том числе на платной основе. Растет число детей дошкольного возраста, вовлеченных в дополнительные общеобразовательные программы, подростков и молодежи, использующих образовательные ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Образовательные инициативы активно предлагаются музеями, библиотеками, новыми общественными культурно-выставочными площадками, общественными организациями.

Проблемами дополнительного образования детей остаются:

отсутствие в сфере дополнительного образования механизмов нормативной регламентации, что не позволяет обеспечивать предоставление услуг достойного качества и эффективно расходовать средства бюджетов всех уровней;

отставание инфраструктуры от современных требований и острый дефицит в новом оборудовании и инвентаре, учебных пособиях, компьютерной технике, в обеспечении качественной интернет-связью, особенно для реализации высокотехнологичных программ;

медленное обновление содержания дополнительного образования детей, в то время как тенденции развития профессий, рынков труда, информационной среды и технологий требуют расширения спектра дополнительных общеобразовательных программ.

Наметившаяся тенденция повышения уровня заработной платы педагогов дополнительного образования пока не приостановила отток наиболее квалифицированных кадров и не привела к массовому привлечению талантливых молодых специалистов.

Существующая система нормативного регулирования ограничивает возможности использования потенциала негосударственного сектора и государственно-частного партнерства для расширения объема и спектра услуг дополнительного образования, модернизации инфраструктуры.

В Алтайском крае не только сохранена система дополнительного образования, но и активно развивается. На 1 января 2015 года сеть организаций дополнительного образования детей Алтайского края включает 421 организацию. Это 319 государственных и муниципальных организаций различной ведомственной принадлежности: 157 ведомств образования, 115 организаций культуры, 47 ведомств спорта и 102 негосударственные организации.

Особенности структуры населения региона в преобладании сельского над городским (45,2% жители сельских населенных пунктов) отражается на инфраструктуре образовательной сети и заключается в наличии большого числа малокомплектных школ (их доля в 2014 году составила 65%). В сельской местности расположено 55,2% организаций дополнительного образования. Доступность и качество дополнительного образования существенно различается в разных муниципалитетах края.

Количество детей, занятых в организациях дополнительного образования, более 164 тыс. человек, в том числе в организациях культуры – 15,7%, в организациях спорта – 15,7%; в организациях образования – 68,6%, причем в основном это дети, проживающие в городах – 62,1%.

Всего дополнительными общеобразовательными программами в Алтайском крае занято 62% детей в возрасте от 5 до 18 лет от общего числа детей этого возраста, что на 3,3% выше, чем в среднем по России (в 2013 году – 59%).

Система дополнительного образования Алтайского края характеризуется самобытностью, традиционностью и результативностью. В крае реализуется более 60 региональных программ и проектов, направленных на выявление и поддержку талантливых детей и молодёжи.

Ведущими направлениями по выбранным программам дополнительного образования детей в Алтайском крае в 2012-2014 годах в государственном секторе являются художественно-творческое и спортивное. В частном секторе – программы, связанные с обучением иностранным языкам, школы раннего развития, в некоммерческом секторе – проекты и программы, связанные с навыками социального проектирования, экологическим просвещением.

Сегодня учебное заведение не единственный источник получения дополнительного образования. Развиваются сетевые и кластерные формы организации образовательного процесса. Большую популярность у детей приобретает участие в инновационных образовательных проектах, краткосрочных дополнительных образовательных программах, дистанционных образовательных курсах. Рост заинтересованности семей и детей дополнительным образованием обуславливает увеличение негосударственных организаций. Задачи социализации, подготовки учащихся к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях реализуют и общественные организации.

В организациях дополнительного образования насчитывается 9949 педагогических работников, в том числе в организациях культуры – 29%, спорта – 17%, образования – 54%. Развитие профессиональной компетентности работников дополнительного образования осуществляется в рамках профессиональных конкурсов педагогов дополнительного образования, краевого учебно-методического объединения, краевого совета руководителей организаций дополнительного образования. Повышение квалификации и переподготовка кадров по дополнительному образованию осуществляется на базе педагогических вузов края и КГБУ ДПО «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования» (далее – «АКИПКРО»).

Вместе с тем, существует ряд факторов, препятствующих эффективному развитию дополнительного образования детей в Алтайском крае, среди которых ключевыми являются:

недостаточно сформированы финансовые механизмы развития системы дополнительного образования детей;

отсутствие федеральных государственных образовательных стандартов (требований) к реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ и единой системы государственной и независимой оценки качества услуг дополнительного образования детей;

государственные и муниципальные задания, в большинстве своем, не являются инструментом повышения качества услуг и обеспечения регионального заказа на развитие образовательных программ в области научно-технического творчества, экологии, сельского хозяйства и туризма;

слабо выражено взаимодействие между образовательными организациями в решении общих задач, как важнейшей характеристики сетевой организации образовательного пространства;

недостаточный уровень развития материально-технической базы организаций дополнительного образования, оснащенности информационно-коммуникационными ресурсами;

возрастающий дефицит профессионально компетентных специалистов системы дополнительного образования детей, связанный со старением педагогических, методических и управленческих кадров.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», задачи по развитию системы дополнительного образования детей относятся к компетенции регионального уровня. С учетом сложившейся экономической, социальной, демографической ситуации в Алтайском крае развитие сферы дополнительного образования возможно при условии построения эффективной организационной модели системы дополнительного образования, без задействования значительных дополнительных бюджетных ресурсов.

Региональное развитие неотъемлемо связано с процессами перехода от индустриального к постиндустриальному пространству, которые переживает российское общество. Экономическое, социальное, культурное, общественное развитие Алтайского края требует от системы дополнительного образования безусловного обеспечения «…права на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков. Актуальной становится такая организация образования, которая обеспечила бы способность человека включаться в общественные и экономические процессы»*.

Федеральной Концепцией развития дополнительного образования детей вводится понятие «открытого образования», которое несет кардинальное изменение свойств в направлении большей свободы при планировании обучения, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь».

Модернизация региональной системы дополнительного образования детей должна сохранить лучший опыт и традиции. Вместе с тем, курс на все большую его открытость, структурные и содержательные преобразования должны стать важным фактором социально-экономического развития региона, сохранения и развития культурных традиций, создания и продвижения позитивного имиджа Алтайского края, улучшения качества жизни населения.

3. Цель, задачи и основные принципы развития дополнительного

образования детей в Алтайском крае

Цель: обеспечение прав детей на развитие, личностное самоопределение и самореализацию;

расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования;

развитие инновационного потенциала общества.

Для достижения целей Концепции необходимо решить следующие задачи:

формирование эффективных механизмов государственно-общественного, межведомственного управления системой дополнительного образования детей;

* Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р)

обеспечение высокого качества услуг дополнительного образования детей, обеспечение полноты и объема информации о конкретных организациях и дополнительных общеобразовательных программах для семей с детьми;

расширение потенциала дополнительных общеобразовательных программ, создание и реализация вариативных программ на основе сетевого взаимодействия, электронного обучения и дистанционных технологий, постоянное обновление содержания;

формирование государственного (муниципального задания) с учетом государственного и социального заказа для обновления содержания образования с учетом особенностей региона, специфики социокультурных, географических ресурсов Алтайского края по перспективным направлениям дополнительного образования: культурно-познавательный, событийный, экологический, сельский, активный туризм, научно-техническое творчество, робототехника, предпрофессиональная подготовка по сельско-хозяйственному и лесохозяйственному профилю;

реализация модели адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, одаренными детьми;

модернизация инфраструктуры дополнительного образования детей, развитие техносферы организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы;

развитие кадрового потенциала сферы дополнительного образования детей;

совершенствование финансово-экономических механизмов реализации услуг дополнительного образования детей;

расширение доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг дополнительного образования, развитие государственно-частного партнерства в сфере дополнительного образования детей.

Основные принципы:

доступность качественного дополнительного образования детей для всех социальных групп населения, независимо от места проживания;

преемственность и непрерывность образования, предполагающие ориентацию системы дополнительного образования детей на различные возрастные категории обучающихся, повышенный уровень и широту образовательной подготовки на каждом этапе развития ребенка;

открытость образования, предоставление любому учащемуся права на возможность выбирать цели, содержание, способ, место и время обучения, возможность получать образовательные услуги, соответствующие траектории личностного развития, требованиям рынка труда и социальным потребностям;

приоритетность программ, ориентированных на группы детей, требующих особого внимания государства и общества (одаренные и мотивированные дети, дети из группы социального риска, дети с ограниченными возможностями здоровья);

государственно-общественный характер управления системой дополнительного образования, опора на механизмы общественной экспертизы и контроля, саморегулирования;

обеспечение информационной прозрачности, предоставления доступа к полной и объективной информации о содержании деятельности, качестве услуг и работ;

обновляемость содержания дополнительного образования по мере быстрого научно-технического развития человечества, региональных приоритетов;

принцип развития сферы дополнительного образования детей как инвестиционно-привлекательной и инновационной, использующей многоканальное финансирование, прозрачность распределения бюджетных средств и эффективность их использования;

партнерство государства, бизнеса, институтов гражданского общества, семей с детьми;

межведомственная и межуровневая интеграция, сетевое взаимодействие, использование культурных, природных, исторических ресурсов региона.

4. Региональная модель развития дополнительного образования детей

4.1. Государственный и социальный заказ на

дополнительное образование детей в Алтайском крае:

Государственный и социальный заказ на дополнительное образование детей в Алтайском крае предусматривает:

формирование государственного (муниципального) задания с учетом особенностей региона, специфики социокультурных, географических ресурсов Алтайского края;

поддержку образовательных организаций, в том числе в сфере культуры и спорта, негосударственных образовательных и общественных организаций, специализирующихся на работе с детьми, нуждающимися в особой заботе общества и государства, реализующих программы и проекты по приоритетным направлениям.

Региональная модель дополнительного образования детей основана на образовательной программе, как на основной единице системы дополнительного образования. Под образовательной программой в дополнительном образовании подразумевается комплекс образовательных событий, объединенных единой тематикой и организационной формой, подразумевающих целостный образовательный результат для обучающегося. Приоритетом этой модели является возможность развития сетевых форм при реализации образовательных программ, внедрение вариативных моделей финансирования дополнительного образования детей, в том числе сертификата на услуги дополнительного образования.

Совокупность образовательных программ, в том числе имеющих региональный статус, позволяет специфицировать государственное (муниципальное) задание, определять приоритеты финансирования в соответствии с «приоритетностью» программ, а также формировать бюджет непосредственно образовательной деятельности и бюджет необходимой инфраструктуры.

Основной риск внедрения данной модели как базовой для региона состоит в недостатке квалификации педагогических кадров в области разработки модульных образовательных программ, а также организации интенсивных форм и сетевого сопровождения.

Содержание программ может определяться как приоритетами региона, так и объективными возможностями конкретных организаций.

Приоритетными на территории Алтайского края являются дополнительные общеобразовательное программы:

по получателям услуг:

направленные на адресную поддержку, сопровождение и профессиональную ориентацию одаренных и мотивированных детей;

направленные на социализацию детей, требующих особого внимания государства и общества (детей из группы социального риска, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей мигрантов);

по содержанию:

обучающие технологиям научного познания: включение школьников в практики научной работы во всех областях науки и техники;

организующие детский культурно-познавательный, событийный, экологический, сельский, активный туризм на территории Алтайского края;

обучающие инженерным технологиям, позволяющим включать школьников в практическую деятельность по созданию технических объектов, изучение передовых научных технологий, стать участниками профессиональных проб;

обучающие современным сельскохозяйственным и лесотехническим технологиям;

представляющие социально-педагогическое направление: включение в освоение школьниками практик развития человека в различных аспектах (эмоциональном, физическом, волевом, духовном, интеллектуальном), развитие волонтерского движения;

направленные на формирование здорового образа жизни, занятие физической культурой с элементами видов спорта;

формирующие здоровую окружающую среду, направленные на экологическое воспитание и просвещение;

по форме реализации:

направленные на обеспечение доступным и качественным дополнительным образованием детей из отдаленных территорий края, в том числе через дистанционные кусы и Интернет-проекты.

Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны строиться на следующих основаниях:

свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;

соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;

вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;

разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;

модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов;

ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;

творческий и продуктивный характер образовательных программ;

открытый и сетевой характер реализации.

4.2. Организационные единицы региональной модели

дополнительного образования

1. Реализация дополнительных предпрофессиональных программ осуществляется государственными и муниципальными организациями дополнительного образования, преимущественно ведомства культуры и физической культуры и спорта.

Организации дополнительного образования являются инфраструктурной базой для реализации дополнительных предпрофессиональных программ, включающих школьников в современные формы деятельности в сферах искусства и спорта. Основная миссия реализации программ – выявление одаренных детей и создание условий для их соответствующего образования:

в первом случае – художественного образования и эстетического воспитания, приобретения детьми знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств.

во втором – физического воспитания и физического развития, получение ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта (в том числе избранного вида спорта) подготовку к освоению этапов спортивной подготовки.

Для каждой из дополнительных предпрофессиональных программ в сфере искусств разработаны и утверждены приказами Министерства культуры Российской Федерации федеральные государственные требования (далее – «ФГТ»), установленные к минимуму содержания, структуре и условиям реализации этих программ, а также срокам их реализации, являющиеся обязательными для участников образовательного процесса. ФГТ к дополнительным предпрофессиональным программам в сфере физической культуры и спорта учитывают требования федеральных стандартов спортивной подготовки, предусмотренные Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

В этом секторе основными задачами являются: выполнение ФГТ; повышение результатов обучающихся на конкурсах, состязаниях, соревнованиях всех уровней; формирование технологических решений, комплектование материальных ресурсов для повышения доступности дополнительных предпрофессиональных программ отдельными категориями детей, в частности, для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Кроме того, необходима интеграция дополнительных предпрофессиональных программ (в области физической культуры и спорта и в области искусства) с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта или в области искусства).

Ресурсными центрами для реализации предпрофессиональных дополнительных общеобразовательных программ являются: в сфере искусства – Алтайский краевой учебно-методический центр по художественному образованию; в сфере спорта – Алтайское краевое училище олимпийского резерва.

2. Реализация дополнительных общеразвивающих программ осуществляется государственными и муниципальными организациями общего и дополнительного образования, детскими загородными оздоровительными лагерями, в том числе через сетевые формы:

молодёжные проектные и творческие объединения, включающие старшеклассников в современные социальные (гражданские, волонтёрские) практики; летние профильные смены (модульные школы, молодёжные лагеря, разворачивающие образовательные курсы по региональной проектной грамотности, профориентационные проекты, интенсивные практики для одаренных детей);

систему детского образовательного и спортивного туризма;

систему экологического образования (школьные лесничества, трудовые объединения сельскохозяйственного направления, экологические клубы);

самодеятельные творческие коллективы, позволяющие участникам реально освоить и опробовать практики творчества;

систему поддержки массового спорта как формы досуга и поддержания здорового образа жизни.

Ресурсными центрами являются краевые организации дополнительного образования, ведомства образования: КГБУ ДО «Краевая детско-юношеская спортивная школа», КГБУ ДО «Алтайский краевой дворец творчества детей и молодежи», КГБУ ДО «Алтайский краевой центр детско-юношеского туризма и краеведения», КГБУ ДО «Краевой центр информационно-технической работы», КГБУ ДО «Алтайский краевой детский экологический центр», КГБУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный центр «Алтай».

Организационное и научно-методическое сопровождение модернизации дополнительного образования детей в Алтайском крае призван осуществлять межведомственный Центр развития дополнительного образования детей, который планируется создать на базе вышеуказанных краевых образовательных организаций.

3. Реализация дополнительных профессиональные программ осуществляется организациями высшего профессионального и допрофессионального образования, АКИПКРО, в том числе через:

краткосрочные кадровые школы, обеспечивающие подготовку кадров (как действующих, так и кадрового резерва) к работе в ситуации открытого и деятельностного образования;

выстраивание инновационной вариативной системы подготовки педагога дополнительного образования для образовательных организаций Алтайского края: допрофесссинальная подготовка, бакалавриат, магистратура, аспирантура, переподготовка и повышение квалификации;

аттестацию педагогических работников с опорой на профессиональный стандарт;

разработку и реализацию сетевых форм и модульных программ повышения квалификации с возможностью обучения по индивидуальной образовательной программе, тьюторское сопровождение профессионального развития педагогов дополнительного образования, организацию дополнительного профессионального образования в форме стажировки на базовых площадках и лучших практик;

формирование информационной среды профессионального развития педагогов с базами образовательных программ, лучших практик, сервисами консультирования, сетевыми профессиональными сообществами.

Ресурсными центрами являются ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», АКИПКРО.

4. Институционализированное экспертное сообщество, определяющее приоритеты для образовательных программ в соответствии с ситуацией региона, участвующее в принятии решений о поддержке тех или иных программ и проектов дополнительного образования, в контроле качества реализации программ, распределении бюджетных ресурсов.

Организационными формами сообщества являются: Алтайский краевой совет директоров организаций дополнительного образования, краевое учебно-методическое объединение профессионального сообщества педагогов и руководителей организаций дополнительного образования детей, краевой экспертный совет.

5. Негосударственный сектор в дополнительном образовании как неосвоенный ресурс для решения государственных образовательных задач.

К 2020 году планируется достичь установленного Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» охвата не менее 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными общеобразовательным программами, при этом 50% за счет средств федерального бюджета.

Расширению сектора оказания услуг дополнительного образования детей способствует:

рынок частных услуг, восполняющий дефициты основного образования (досуговые клубы, образовательные парки и технопарки, музеи и т.п.) или дефициты образовательной инфраструктуры (центры раннего развития детей и т.п.);

«Неформальная педагогика»: молодёжные и подростковые движения (скаутское движение, ролевые игры, историческая реконструкция); неформальные творческие сообщества; сообщества любителей экстремальных видов спорта; волонтёрские, просветительские, экологические проекты.

Информальное образование: медиапроекты, сетевые просветительские и образовательные программы.

Эти движения могут стать как прототипами, так и организационным базисом для разворачивания системы массовых социально-образовательных проектов.

Опорой развития открытого образования могут стать общественные организации, частные организации дополнительного образования, организации культуры.

Для этого сектора необходимы финансовые механизмы, которые допускают финансирование лучших практик из бюджетов всех уровней, прежде всего посредством грантовой поддержки.

Кроме того, государственные (муниципальные) услуги дополнительного образования могут предоставляться на платной основе.

Такие услуги образовательные организации вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц, если они не предусмотрены установленным государственным (муниципальным) заданием. Государственные (муниципальные) услуги на платной основе не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований.

4.3. Управление развитием дополнительного образования детей

в Алтайском крае

Руководство реализацией Концепции осуществляет межведомственный координационный совет по развитию дополнительного образования детей в Алтайском крае (далее – «Совет»), в который входят представители органов исполнительной власти Алтайского края, общественных объединений, образовательных организаций, представители частных образовательных и досуговых структур, родительской общественности.

Совет обеспечивает согласование действий заинтересованных краевых органов исполнительной власти, общественных объединений, образовательных и иных организаций по реализации региональной политики в сфере воспитания и дополнительного образования детей.

Ресурсное обеспечение реализации Концепции возлагается:

в части научно-методического обеспечения, подготовки и переподготовки педагогических кадров, обобщения и продвижения передового опыта – на АКИПКРО;

в части нормативно-правового, организационно-методического, информационного обеспечения, обобщения передового опыта – на Центр развития дополнительного образования, краевые организации дополнительного образования в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта.

Работа по развитию дополнительного образования на краевом, муниципальном уровнях и в образовательной организации строится в соответствии с программами развития, планами реализации программ («дорожными картами»), годовыми планами соответствующего уровня, а также краевым (муниципальным) планом по реализации настоящей Концепции.

Инструментами государственно-общественного регулирования и управления развитием дополнительного образования детей являются:

На региональном уровне: Алтайский краевой совет руководителей организаций дополнительного образования, краевое учебно-методическое объединение профессионального сообщества педагогов и руководителей организаций дополнительного образования детей; региональные конкурсы грантов на проекты социально-педагогической направленности, конкурсы программ и проектов развития новых направлений дополнительного образования детей.

На муниципальном уровне: муниципальные советы по развитию образования; муниципальные профессиональные сообщества педагогов и руководителей организаций системы дополнительного образования детей; конкурсы программ и проектов развития новых направлений дополнительного образования детей.

На уровне организации: управляющие советы организации, попечительские советы, фонды развития учреждения и другие формы государственно-общественного управления. Механизмом развития, отражающим государственно-общественное управление, становится сетевая образовательная программа с использованием ресурсов иных организаций, в том числе, с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, участия общественности, экспертного и профессионального сообщества в принятии решений о поддержке тех или иных программ и проектов дополнительного образования, контроле качества реализации программ, распределении бюджетных ресурсов; сочетание в управлении качеством услуг дополнительного образования детей элементов государственного контроля, независимой оценки качества и саморегулирования.

5. Основные направления и механизмы реализации Концепции

Формирование эффективной межведомственной системы управления развитием дополнительного образования детей Алтайского края, сетевого и межуровневого взаимодействия включает в себя:

формирование межведомственного Координационного совета по развитию системы дополнительного образования детей в Алтайском крае;

открытие центра развития дополнительного образования детей;

разработку и реализацию плана межведомственного взаимодействия (совместной деятельности образовательных организаций с использованием ресурсов организаций науки, культуры, физкультурно-спортивных, общественных детско-взрослых сообществ) по реализации Концепции;

создание региональной системы информационной поддержки развития дополнительного образования детей;

создание инновационных площадок на базе организаций дополнительного образования детей, отвечающих современным требованиям сферы;

разработку и внедрение успешных моделей использования ресурсов негосударственного сектора в предоставлении услуг дополнительного образования детей.

Развитие системы управления качеством дополнительного образования детей включает в себя:

внедрение эффективных форм участия общественности в управлении организациями, осуществляющими дополнительное образование детей (наблюдательные советы, попечительские советы, управляющие советы);

разработку и внедрение механизмов, критериев и инструментария оценки качества дополнительного образования детей Алтайского края, включающих инструменты общественной экспертизы, межведомственной комплексной оценки эффективности работы организаций, оказывающих дополнительные образовательные услуги;

введение электронных систем учета вовлеченности детей в программы дополнительного образования;

формирование системы сбора и анализа информации об индивидуальных образовательных достижениях детей («портфолио»), о результатах деятельности организаций дополнительного образования детей;

развитие прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации;

проведение информационных кампаний, направленных на популяризацию сферы дополнительного образования детей в регионе, создание региональных и муниципальных порталов (сайтов) с системами региональных интерактивных навигаторов;

развитие государственно-частного и социального партнерства в сфере дополнительного образования детей Алтайского края.

Совершенствование финансово-экономических механизмов развития дополнительного образования детей в Алтайском крае включает:

участие в федеральном пилотном проекте по внедрению сертификата на услуги дополнительного образования в области научно-технического творчества;

разработку и внедрение вариативных моделей финансирования дополнительного образования детей;

разработку и апробацию механизма финансовой поддержки прав детей на участие в программах дополнительного образования, независимо от места проживания, социально-экономического положения семьи;

внедрение механизмов статистического учета детей в системе дополнительного образования, обеспечивающих рациональное бюджетное планирование;

формирование региональных механизмов стимулирования благотворительности физических и юридических лиц;

оснащение организаций учебным оборудованием, инвентарем, пособиями, компьютерной техникой и высокоскоростной интернет-связью.

Расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ, ориентированных на рост качества и доступности дополнительного образования детей, включает в себя:

создание системы ресурсной и нормативной поддержки обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ, их методического сопровождения;

внедрение инструментов стимулирования создания инновационных программ дополнительного образования, выявления и распространения лучших практик (гранты, конкурсы, выставки педагогических достижений, региональный банк данных лучших дополнительных общеобразовательных программ);

введение нормативных и методических механизмов, закрепляющих включение обучающихся организаций дополнительного образования детей в реальную практику в производствах (промышленных и сельскохозяйственных), в организациях социальной сферы, культурной индустрии в качестве самостоятельных образовательных форм;

разработку и внедрение дополнительных образовательных программ, направленных на раннее профессиональное самоопределение ребенка, приобщение его к посильной социально-значимой деятельности для осмысленного выбора профессии; разработку и внедрение в практику разноуровневых дополнительных предпрофессиональных программ;

увеличение возможностей для занятий физической культурой, развивающего отдыха и оздоровления детей, поддержка различных форм физической культуры, в том числе спорта, массовых состязаний и соревнований, детского туризма;

реализацию программы модернизации и развития инфраструктуры продуктивного досуга и образования детей в каникулярный период, в том числе с использованием малозатратных форм работы (площадка временного пребывания, временные детские объединения и сводные отряды по месту жительства, клубы выходного дня и др.);

развитие региональной многоуровневой и вариативной системы массовых мероприятий с обучающимися по различным направлениям образовательной деятельности, искусства и спорта;

развитие механизмов реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования средствами дополнительного образования детей, осуществление синхронизации общеобразовательных программ дополнительного образования детей с существующими требованиями;

поддержку совместных семейных и детско-взрослых практик дополнительного образования детей: семейный клуб, творческие мастерские и лаборатории, мастер-классы, проектно-игровые семинары, этнографические экспедиции;

поддержку программ для детей, требующих особого внимания государства и общества (дети из группы социального риска, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из семей с низким социально-экономическим статусом);

расширение сферы применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий с целью расширения доступности дополнительного образования для детей из сельской глубинки;

обеспечение информационной открытости и инвестиционной привлекательности дополнительного образования для различных государственных, социальных институтов, бизнес-сообщества с целью снижения дефицита оснащенности государственных и муниципальных организаций дополнительного образования, культуры и спорта.

Развитие неформального и информального образования включает в себя:

расширение возможностей использования потенциала организаций культуры и спорта (музеев, библиотек, виртуальных читальных залов, филармоний, театров, спортивных центров) в дополнительном образовании детей;

стимулирование и поддержку средств массовой коммуникации (телевидение, печать, сеть «Интернет» и др.) в расширении репертуара качественных научно-популярных программ, передач, цифровой и печатной продукции, программ мобильного обучения, направленных на личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков;

развитие программ отрытого образования, создание в сети «Интернет» специализированных порталов (платформ), включающих образовательные сервисы различного вида; создание сервисов открытого образования в сети Интернет, сетевых проектных сообществ в сфере дополнительного образования детей;

поддержку родительских и семейных клубов, сообществ и объединений, содействующих укреплению семьи, возрождению и популяризации традиционных семейных и нравственных ценностей, традиций отечественной семейной педагогики;

расширение возможностей использования потенциала общественных организаций («Начни с дома своего», «Союз детских подростковых организаций» и другие) в реализации проектов с использованием позитивного потенциала детских (детско-взрослых) неформальных (самодеятельных) объединений и сообществ.

Создание условий для развития молодых талантов и детей с высокой мотивацией к обучению, а также детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя:

реализацию мероприятий Концепции развития региональной системы работы с одаренными детьми в Алтайском крае; межведомственного плана работы с одаренными (талантливыми) детьми и молодёжью в Алтайском крае;

расширение доступа к дополнительным образовательным услугам детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие моделей инклюзивного дополнительного образования и создание безбарьерной среды в организациях дополнительного образования;

разработку и внедрение системы выявления и учета достижений детей в дополнительном образовании, механизмов учета достижений детей при поступлении в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования.

Развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей включает:

развитие механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и руководителями организаций дополнительного образования;

создание в регионе современной системы непрерывного профессионального развития педагогических кадров сферы дополнительного образования детей;

проведение согласованного исследования потребности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации сферы дополнительного образования детей в системах образования, культуры, спорта; создание единого краевого (межведомственного) механизма формирования заказа на подготовку кадров и дополнительное профессиональное образование;

создание условий для привлечения в сферу дополнительного образования детей молодых специалистов, их профессионального и творческого развития (обеспечение социально-экономической поддержки молодых специалистов, развитие форм постдипломного сопровождения и наставничества);

осуществление подготовки педагогов дополнительного образования по очной, заочной и другим формам обучения на базе педагогических вузов края и Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования;

осуществление подготовки педагогических работников государственных (муниципальных) организаций дополнительного образования детей, направленной на обновление состава и компетенций педагогических кадров, в том числе с использованием сети стажировочных площадок, создающих и распространяющих современные модели дополнительного образования детей, имеющих успешный опыт реализации приоритетных направлений дополнительных образовательных программ;

внедрение системы оценки достижений педагогов дополнительного образования как инструмента оценки качества профессиональной деятельности и средства самооценки личности педагога;

внедрение механизмов адресной поддержки педагогов дополнительного образования, работающих с талантливыми детьми, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми с ограниченными возможностями здоровья;

поддержку создания и деятельности профессиональных сообществ (ассоциаций) педагогов сферы дополнительного образования детей;

поддержку статуса и профессионального роста педагога дополнительного образования путем ежегодного проведения открытого очного конкурса лучших педагогов дополнительного образования Алтайского края, широкого освещения в средствах массовой информации хода и результатов конкурса;

привлечение к деятельности в сфере дополнительного образования волонтеров и представителей науки, высшей школы, студенчества, родительской общественности;

выстраивание инновационной вариативной системы подготовки педагога дополнительного образования для образовательных организаций Алтайского края: допрофесссинальная подготовка, бакалавриат, магистратура, аспирантура, переподготовка и повышение квалификации;

разработку и реализацию сетевых форм и модульных программ повышения квалификации с возможностью обучения по индивидуальной образовательной программе, тьюторское сопровождение профессионального развития педагогов дополнительного образования, организация дополнительного профессионального образования в форме стажировки на базе базовых площадках и лучших практик;

развитие сети стажировочных площадок из числа организаций дополнительного образования – победителей грантовых конкурсов, краевого конкурса «Дополнительное образование Алтая»;

формирование информационной среды профессионального развития педагогов с базами образовательных программ, лучших практик, сервисами консультирования, сетевыми профессиональными сообществами.

Модернизация инфраструктуры дополнительного образования детей включает в себя:

обеспечение организаций дополнительного образования детей современным учебным оборудованием, пособиями, компьютерной техникой и высокоскоростной интернет-связью; формирование высокотехнологической образовательной среды (цифровые ресурсы нового поколения, виртуальные учебные лаборатории);

разработку региональных рекомендаций по развитию инфраструктуры дополнительного образования и досуга детей при застройке территорий, разработка и внедрение моделей инфраструктуры дополнительного образования и организации досуга детей для муниципального района и городского округа;

разработку мер по интенсификации использования площадей организаций, находящихся во введении муниципальных органов местного самоуправления, для организации дополнительного образования и досуга детей;

строительство новых и модернизацию существующих спортивных и культурных объектов на территории Алтайского края, адаптация спортивных учреждений, подведомственных управлению по физической культуре и спорту Алтайского края, для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

модернизацию и развитие инфраструктуры учреждений культуры (музеев, библиотек и выставочных залов) для реализации интерактивных образовательных программ для детей и подростков;

участие в федеральных программах, грантах, предусматривающих обновление материально-технической базы организаций дополнительного образования детей;

воссоздание на новой основе (решение конкретных актуальных проблем муниципального и регионального уровней, включение детей в социально значимую деятельность) сети клубов (детско-взрослых, подростковых) по месту жительства;

формирование социокультурной инфраструктуры детства, содействующей успешной социализации детей, интегрирующей воспитательные возможности музеев, театров, библиотек, культурных, спортивных, научных, познавательных, экскурсионно-туристических центров;

включение инновационных проектов в сфере дополнительного образования детей, культуры, спорта (музей занимательных наук, интерактивный музей, образовательный кластер на основе межсетевого взаимодействия, ассоциация «Образовательная робототехника Алтайского края», лаборатория молодёжного научно-технического творчества FabLab, проект «Зарница» с использованием высокотехнологичной игры лазербол, Цифровое прототипирование и др.) в перечень приоритетных проектов, поддерживаемых Администрацией Алтайского края;

создание современных специальных условий для реализации специальных адаптивных дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

6. Ожидаемые результаты реализации Концепции

Реализация Концепции обеспечит к 2020 году следующие результаты:

увеличение охвата детей услугами дополнительного образования в Алтайском крае до 75%;

повышение удовлетворенности населения качеством услуг дополнительного образования детей;

расширение сферы услуг дополнительного образования детей за счет вовлечения негосударственного сектора, потенциалов неформального и информального образования;

расширение перечня образовательных программ в сфере дополнительного образования детей (не менее 30% от всей совокупности программ), направленных на социализацию, профессиональною ориентацию и предпрофессиональную подготовку детей;

доведение уровня оплаты труда работников системы дополнительного образования детей до средней заработной платы учителей в Алтайском крае;

приведение в соответствие материально-технической базы учреждений дополнительного образования детей современным требованиям к реализации программ, содержанию и оборудованию помещений;

создание эффективных финансово-экономических механизмов регулирования дополнительного образования детей, механизмов контроля и оценки качества дополнительного образования детей;

увеличение числа детей, регулярно занимающихся спортом и готовых продолжить свое обучение в спортивных школах и профессиональных образовательных организациях в области физической культуры и спорта.

Социально-экономические эффекты реализации Концепции:

формирование будущей элиты региона (научной, культурной) через выявление, поддержку и развитие талантливых детей;

повышение конкурентоспособности выпускников образовательных организаций на основе высокого уровня полученного образования, сформированных личностных качеств и социально значимых компетенций;

формирование мотивации детей к участию в реализации современных программ дополнительного образования детей по приоритетным направлениям (исследовательская, проектно-конструкторская, творческая деятельность и др.) и получению дальнейшего профильного профессионального образования;

повышение жизненных шансов детей из семей с низким социально-экономическим статусом на успешную социализацию и самореализацию;

развитие внутрисемейных и общественных связей, воспроизводство традиций и норм общественной жизни;

сокращение уровня преступности среди несовершеннолетних;

снижение масштабов распространения в подростковой среде курения, алкоголизма и наркомании;

появление подростковых и молодёжных объединений и сообществ, ориентированных на профессионализацию и потребление интеллектуального продукта посредством дополнительного образования детей;

укрепление активной жизненной позиции, формирование гражданственности и патриотизма подрастающего поколения;

появление спроса среди подростков и молодёжи на сложные интеллектуальные и культурные формы досуга;

дополнительная инвестиционная привлекательность территорий за счет повышения уровня человеческого и социального капитала;

повышение социально-экономической эффективности вложений общества в систему образования за счет получения более высокого качества социальных результатов.

Показатели эффективности реализации Концепции:

охват детей в возрасте 5-18 лет дополнительными образовательными программами (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования детей, в общей численности детей в возрасте 5-18 лет);

удельный вес численности детей с ограниченными возможностями детей (далее – «ОВЗ») в возрасте 5-18 лет, получающих услуги дополнительного образования детей, в общей численности детей с ОВЗ;

удельный вес численности детей «группы риска» (находящихся на всех формах учета) в возрасте 5-18 лет, получающих услуги дополнительного образования, направленные на социализацию, профессиональную ориентацию и предпрофессиональную подготовку, в общей численности этой категории детей;

удельный вес детей 5-18 лет, занятых программами дополнительного образования, социальными проектами, формами неформального и информального образования в организациях негосударственного сектора и (или) в рамках частно-государственного партнерства, в общем числе детей этого возраста, занятых программами дополнительного образования;

удельный вес численности руководителей государственных (муниципальных) организаций дополнительного образования детей, прошедших в течение последних трех лет повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности руководителей организаций дополнительного образования детей;

удельный вес численности педагогов государственных (муниципальных) организаций дополнительного образования детей, прошедших в течение последних трех лет повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности педагогов организаций дополнительного образования детей;

отношение среднемесячной заработной платы педагогов государственных (муниципальных) организаций дополнительного образования детей к средней заработной плате учителей по региону;

охват детей в возрасте 5-18 лет современными программами каникулярного образовательного отдыха (удельный вес численности детей, участвующих в программах каникулярного образовательного отдыха, в общей численности детей в возрасте 5-18 лет);

удельный вес организаций дополнительного образования, реализующих дополнительные предпрофессиональные программы для детей, обеспечивающих материально-технические условия реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств и спорта, в общем числе организаций культуры и спорта;

удельный вес числа муниципальных образований Алтайского края, внедривших систему персонифицированного учета получателей и подушевого финансирования услуг дополнительного образования детей;

удельный вес учащихся в возрасте 5-18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом в общем числе детей этого возраста;

количество детских школ искусств, обеспечивающих материально-технические условия реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств;

доля дополнительных общеразвивающих программ по направлениям, в общем числе дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в рамках муниципального задания:

исследовательские (обучающие технологиям научного познания, включающие школьников в практики научной работы во всех областях науки и техники);

обеспечивающие предпрофессиональную подготовку по сельскохозяйственному, лесохозяйственному профилю;

организующие детский культурно-познавательный, событийный, экологический, сельский, спортивный туризм на территории Алтайского края;

наукоемкие, обучающие инженерным технологиям: включение школьников в практическую деятельность по созданию технических объектов, изучение передовых научных технологий, предпрофессиональную подготовку по техническому направлению;

социально-педагогического профиля, направленные на формирование здорового образа жизни, активной социальной позиции, занятия физической культурой с элементами видов спорта, формирование здоровой окружающей среды.

7. Этапы реализации Концепции

Реализация Концепции будет осуществляться в 2 этапа: I этап – 2015 – 2017 годы и II этап – 2018 – 2020 годы.

На I этапе планируется разработка плана мероприятий по реализации Концепции, создание механизмов ее реализации (управления, финансирования, информационного, научно-методического обеспечения).

Предполагается внесение изменений в нормативные документы в сфере дополнительного образования Алтайского края.

По приоритетным направлениям будут разработаны и реализованы краевые пилотные проекты, региональные программы развития дополнительного образования детей, начнется их реализация.

Кроме того, Алтайский край примет участие в пилотном федеральном проекте по внедрению сертификатов на услуги дополнительного образования в области научно-технического творчества.

На II этапе будет продолжено выполнение плана мероприятий по реализации Концепции, региональных программ развития дополнительного образования детей. Будет осуществляться распространение результатов пилотных проектов, а также лучших практик реализации Концепции в муниципалитетах Алтайского края. Особое внимание будет уделено модернизации инфраструктуры дополнительного образования.

Финансирование плана мероприятий по реализации Концепции будет осуществляться из разных источников, в том числе за счет средств бюджетов всех уровней и частных инвестиций.

Главным управлением образования и молодежной политики Алтайского края, управлением Алтайского края по культуре и архивному делу, управлением Алтайского края по физической культуре и спорту, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и заинтересованными организациями будет проводиться постоянный мониторинг реализации Концепции и оценка ее эффективности, степени достижения ожидаемых результатов.


УТВЕРЖДЕН

распоряжением Администрации Алтайского края

от № __________.

План мероприятий на 2015 – 2020 годы по реализации Концепции развития

дополнительного образования детей в Алтайском крае на период до 2020 года

№ п/п

Мероприятие

Сроки реализации

Ответственные исполнители

Результат/документ

1

2

3

4

5

1. Организационные условия реализации Концепции дополнительного образования детей

1.1

Создание Центра развития дополнительного образования детей

2015 г.

Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края;

управление Алтайского края по культуре и архивному делу;

управление Алтайского края по физической культуре и спорту

уставная документация нового юридического лица, Положение о координационном информационно-методическом центре

1.2

Создание межведомственного координационного совета по развитию дополнительного образования детей в Алтайском крае

III квартал

2015 г.

Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края;

управление Алтайского края по культуре и архивному делу;

управление Алтайского края по физической культуре и спорту

постановление Администрации Алтайского края

1.3

Внедрение системы учета детей, обучающихся по

дополнительным общеобразовательным программам, достижений обучающихся

2015 – 2016 гг.

Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края;

управление Алтайского края по культуре и архивному делу;

управление Алтайского края по физической культуре и спорту

методические рекомендации

1.4

Разработка, апробация и внедрение муниципальных планов (программ) по реализации Концепции

2015 –

2020 гг.

органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов

муниципальные планы (программы) по реализации Концепции

1.5

Формирование единого межведомственного календаря значимых мероприятий в сфере дополнительного образования детей

ежегодно до 1 сентября

Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края;

управление Алтайского края по культуре и архивному делу;

управление Алтайского края по физической культуре и спорту

календарь значимых событий Алтайского края в сфере дополнительного образования

2. Обеспечение доступности и качества дополнительного образования детей в Алтайском крае

2.1

Внедрение современных дополнительных общеобразовательных программ, в том числе для одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

2015 – 2020 гг.

органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов;

организации дополнительного образования детей

региональные модельные дополнительные общеобразовательные программы,

реестр приоритетных инновационных дополнительных общеобразовательных программ,

методические рекомендации

2.2

Внедрение дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в области программирования, робототехники

2015 – 2017 гг.

Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края;

управление Алтайского края по культуре и архивному делу;

управление Алтайского края по физической культуре и спорту;

органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов

План (программа) развития дистанционного дополнительного образования

2.3

Развитие потенциала дополнительного образования детей в системе организации отдыха и оздоровления детей

2015 – 2020 гг.

Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края;

управление Алтайского края по культуре и архивному делу;

управление Алтайского края по физической культуре и спорту

краевой план проведения профильных смен

2.4

Развитие сетевых и кластерных форм реализации дополнительных общеобразовательных программ, в том числе на базе организаций общего образования

2015 – 2017 гг.

Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края;

органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов

методические рекомендации

2.5

Разработка и внедрение механизмов независимой

оценки эффективности деятельности организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы

2015 – 2017 гг.

Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края;

органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов

Положение о государственной, социально-педагогической, независимой оценке качества дополнительного образования

3. Развитие инфраструктуры дополнительного образования детей

3.1

Совершенствование инфраструктуры организаций дополнительного образования детей Алтайского края

2015 – 2020 гг.

Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края;

управление Алтайского края по культуре и архивному делу;

управление Алтайского края по физической культуре и спорту

территориальная модель сети организаций, осуществляющих реализацию программ дополнительного образования

3.2

Разработка, апробация и внедрение техносферы в образовательных организациях Алтайского края

2015 – 2017 гг.

Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края;

управление Алтайского края по культуре и архивному делу;

управление Алтайского края по физической культуре и спорту;

органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов

краевая программа развития техносферы образовательных организаций,

муниципальные программы (подпрограммы, планы мероприятий) развития техносферы образовательных организаций

3.3

Использование

потенциала организаций науки, культуры, спорта и

др. в системе дополнительного образования детей

IV квартал 2015 г.

Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края;

управление Алтайского края по культуре и архивному делу;

управление Алтайского края по физической культуре и спорту

методические рекомендации по развитию сетевого межведомственного взаимодействия при реализации дополнительных общеобразовательых программ

3.4

Разработка и внедрение новых механизмов развития государственно-частного и социального партнерства в сфере дополнительного образования детей

2015 – 2017 гг.

Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края;

управление Алтайского края по культуре и архивному делу;

управление Алтайского края по физической культуре и спорту;

комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике

информационно-аналитические материалы

3.5

Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, бизнес-структур в сфере научно-технического творчества, в том числе в области робототехники

2016 г.

Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края;

управление Алтайского края по культуре и архивному делу;

управление Алтайского края по физической культуре и спорту;

органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов

методические рекомендации

4. Развитие кадрового потенциала дополнительного образования детей

4.1

Внедрение эффективного контракта с педагогическими работниками дополнительного образования

2015 – 2020 гг.

Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края;

управление Алтайского края по культуре и архивному делу;

управление Алтайского края по физической культуре и спорту

эффективные контракты

4.2

Совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для системы дополнительного образования детей, в том числе специалистов, специализирующихся на работе с одаренными детьми

2015 – 2020 гг.

Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края;

управление Алтайского края по культуре и архивному делу;

управление Алтайского края по физической культуре и спорту;

образовательные организации высшего образования Алтайского края

программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников системы дополнительного образования

4.4

Формирование межведомственной системы мероприятий поддержки и профессионального развития педагогических работников системы дополнительного образования детей

Ежегодно

Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края;

управление Алтайского края по культуре и архивному делу;

управление Алтайского края по физической культуре и спорту

согласованные положения конкурсов по поддержке педагогов дополнительного образования,

повышение статуса педагога дополнительного образования

5. Совершенствование финансово-экономических механизмов развития дополнительного образования детей

5.1

Развитие механизмов финансового обеспечения

дополнительных общеобразовательных программ на основе подушевого финансирования организаций

различных форм собственности и ведомственной

подчиненности

2016 – 2018 гг.

Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края;

управление Алтайского края по культуре и архивному делу;

управление Алтайского края по физической культуре и спорту;

комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике

методические рекомендации

5.2

Реализация пилотных проектов на базе организаций дополнительного образования по внедрению сертификатов

2015 – 2020 гг.

Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края;

управление Алтайского края по культуре и архивному делу;

управление Алтайского края по физической культуре и спорту;

комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике;

муниципальные органы управления образованием

информационно-аналитические материалы,

методические рекомендации по внедрению опыта на территории Алтайского края

6. Информационная поддержка реализации Концепции развития дополнительного образования детей, мониторинг ее реализации

6.1

Обеспечение информационного сопровождения

мероприятий реализации Концепции

Ежегодно

Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края;

управление Алтайского края по культуре и архивному делу;

управление Алтайского края по физической культуре и спорту

информационно-аналитические материалы,

контентное наполнение сайтов Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края, управления Алтайского края по культуре и архивному делу, управления Алтайского края по физической культуре и спорту

6.2

Создание единого краевого портала дополнительного образования детей

2016 – 2017 гг.

Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края;

управление Алтайского края по культуре и архивному делу;

управление Алтайского края по физической культуре и спорту

информационный портал

6.3

Мониторинг реализации Концепции

Ежегодно

Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края;

управление Алтайского края по культуре и архивному делу;

управление Алтайского края по физической культуре и спорту;

муниципальные органы управления образованием, культурой, спортом

информационно-аналитические материалы

Возврат к списку


Обсуждение закрыто



Комментарии

Комментариев пока нет.


Видео
Телеканал «Катунь 24»

Фоторепортаж
Пресса
Алтайская правда