Концепция развития системы непрерывного художественного образования в Алтайском крае на период до 2022 года

ПРОЕКТ

КОНЦЕПЦИЯ

развития системы непрерывного художественного образования

в Алтайском крае на период до 2022 года

1. Общие положения

Сложившаяся в России уникальная трехступенчатая система художественного образования (детская школа искусств – профильный колледж – творческий вуз), не имеющая аналогов в мировом образовательном пространстве, основана на преемственности образовательных программ в области искусств и направлена на подготовку профессиональных кадров для отрасли культуры.

Алтайский край располагает достаточными ресурсами для сохранения и развития системы непрерывного художественного образования: развитая сеть государственных и муниципальных образовательных учреждений отрасли культуры, высокий кадровый потенциал, система мер и творческих мероприятий, направленных на выявление и профессиональную поддержку перспективных детей, в том числе в рамках деятельности Регионального центра по поддержке одарённых детей и молодёжи, созданного на базе КГБ ПОУ «Алтайский государственный музыкальный колледж». Достижения воспитанников алтайской педагогической школы признаны на российском и международном уровне.

Обеспечена стабильная работа по координации и методическому обеспечению деятельности образовательных учреждений в системе непрерывного образования в области искусств, осуществляемая КГБУ «Алтайский краевой учебно-методический центр по художественному образованию».

Вместе с тем сфера художественного образования Алтайского края нуждается в модернизации, в первую очередь, основного (базового) звена данной системы – детских школ искусств, которая позволит максимально раскрыть творческий потенциал Алтайского края.

С этой целью и во исполнение решения коллегии Министерства культуры Российской Федерации от 8 июля 2017 года № 16 и Плана мероприятий («дорожной карты») по перспективному развитию детских школ искусств по видам искусств на 2018 – 2022 годы, утвержденного Минкультуры России 24 января 2018 года, разработана Концепция развития системы непрерывного художественного образования в Алтайском крае на период до 2022 года (далее – Концепция).

В Концепции учтены положения следующих нормативных правовых актов, определивших направления реформирования российской системы образования:

Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом Российской Федерации 03.04.2012);

Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;

Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении основ государственной культурной политики»;

Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 № 326-р «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года»;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 722-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30.11.2016 № 11);

Программа развития российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы (утверждена Министром культуры Российской Федерации 29.12.2014);

распоряжение Администрации Алтайского края от 22.09.2015 № 267-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей в Алтайском крае на период до 2020 года и плана мероприятий на 2015 – 2020 годы».

В Концепции представлен анализ современного состояния художественного образования Алтайского края, сформулированы цели и задачи, определены основные направления его устойчивого развития на период до 2022 года, а также ожидаемые результаты реализации Концепции.

2. Современное состояние системы

художественного образования Алтайского края

2.1. Детские школы искусств

Основой системы непрерывного художественного образования, зародившейся в конце XIX века, являются детские школы искусств (далее – ДШИ). Обучение детей в ДШИ различным видам искусств осуществляется посредством многолетнего упорядоченного учебного процесса с системой контроля за качеством получаемого детьми образования.

Главная задача ДШИ – сформировать у обучающихся обязательный объем знаний, умений и навыков, необходимый для их дальнейшего профессионального становления (обучения по выбранному виду искусства в профильных профессиональных образовательных организациях и организациях высшего образования с целью обеспечения отрасли культуры высокопрофессиональным творческим кадрами), либо пополнения рядов грамотной зрительской аудитории театров, концертных и выставочных залов.

С этой целью во всех ДШИ Алтайского края в качестве основных реализуются дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы на основе единых для всей страны федеральных государственных требований к их реализации (далее − ФГТ), утвержденных Министерством культуры Российской Федерации.

ФГТ обеспечивают единство образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства, преемственность образовательных программ в рамках системы профессионального образования, государственные гарантии уровня и качества образования в области искусств.

В Алтайском крае работают 89 муниципальных ДШИ по видам искусств (21 детская музыкальная школа, 64 ДШИ, 4 детские художественные школы), 2 ДШИ при профессиональных образовательных организациях и ДШИ при ФГБОУ ВО «Алтайский государственный институт культуры» с общим контингентом обучающихся 26762 человека, что составляет 11,4% от общего количества детей в возрасте от 7 до 15 лет в крае.

Образовательный процесс в ДШИ осуществляют 1986 педагогических работников (1703 преподавателя, 86 концертмейстеров и 197 руководителей). Доля педагогических работников, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, остаётся стабильной на протяжении последних трёх лет и составляет 99% от общего числа педагогических работников.

Методическая работа ведется в рамках деятельности 11 зональных методических объединений ДШИ, сформированных по территориальному принципу. В каждом объединении определена опорная ДШИ из числа ведущих школ края.

Особенностью системы художественного образования края является преобладание сельских ДШИ, которые составляют 73% от общего числа школ. В них обучается 47% от общего числа обучающихся в ДШИ края. Большую долю составляют школы с контингентом от 50 до 200 учащихся. В связи с оптимизацией сети муниципальных учреждений культуры контингент 5 сельских ДШИ составил от 500 до 900 обучающихся, 3 ДШИ на протяжении многих лет остаются малокомплектными (менее 50 человек).

Содержательную основу обучения в ДШИ составляет освоение следующих видов искусства: изобразительное, декоративно-прикладное, музыкальное, хореографическое, театральное.

Наиболее востребованными в крае являются: изобразительное искусство (23% от общего количества обучающихся), фортепиано (19%) и хореография (15%), народные инструменты (14%). Более половины ДШИ реализуют образовательные программы раннего эстетического развития.

По предпрофессиональным программам обучается 12284 человека (46% от общего числа обучающихся в ДШИ или 5,2% от общего количества детей в возрасте от 7 до 15 лет в регионе). На реализацию предпрофессиональных программ в рамках муниципальных заданий для ДШИ края направляется 45% от общего объема финансовых средств.

В 27 ДШИ (29%) разработаны адаптированные образовательные программы для 70 детей с учетом ограниченных возможностей здоровья (нарушения слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития, ДЦП, нарушения аутистического характера). Доля адаптированных программ составляет 0,2% от общего числа образовательных программ, реализуемых в ДШИ края.

Сохранность контингента является одним из основных показателей эффективности деятельности ДШИ. Отсев обучающихся ежегодно сокращается (в 2017 году – менее 3% от общего числа обучающихся). Наблюдается положительная динамика по сохранности контингента ДШИ с первого по выпускной класс: в 2015 году – 46%, в 2016 году – 47%, в 2017 году – 47%.

Доля выпускников, поступивших после окончания ДШИ в профессиональные образовательные учреждения соответствующего профиля, составляет в среднем 10-11% от общего количества выпускников (в 2017 году – 10,9%).

Важной частью образовательного процесса является творческая деятельность, которой охвачен весь контингент обучающихся в ДШИ. В 57 (64%) ДШИ созданы творческие коллективы – оркестры, ансамбли народных, духовых и ударных, струнных инструментов, хоровые коллективы.

В конкурсах и фестивалях различного уровня (от школьного до всероссийского) ежегодно принимают участие 69% обучающихся в ДШИ края.

Целевой показатель «Доля детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общем числе детей Алтайского края (от 5 до 17 лет)» в 2017 году составил 7,9%, что превышает установленный Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 целевой показатель – 7%.

Качество реализации образовательных программ обеспечивается сетевым взаимодействием ДШИ с профессиональными образовательными организациями, учреждениями высшего образования, а также учреждениями культуры посредством организации совместных культурно-просветительских мероприятий, мастер-классов, творческих школ, консультаций ведущих преподавателей образовательных организаций отрасли культуры.

В рамках сетевого взаимодействия решаются задачи повышения качества труда педагогических работников, уровня исполнительства одаренных детей, создания благоприятных условий для профессионального и творческого развития детей с учетом индивидуального потенциала и потребностей каждого ребенка (дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), одаренные дети, дети из неблагополучных семей). Развиваются дистанционные формы взаимодействия: краткосрочные курсы и дистанционные формы обучения детей. Более 15% ДШИ являются базами практики для студентов профессиональных образовательных учреждений и вуза культуры края.

Финансовая поддержка ДШИ осуществляется за счет средств бюджетов различного уровня, в том числе предусмотренных в рамках реализации мероприятий государственной программы Алтайского края «Развитие культуры Алтайского края» на 2015 – 2020 годы, а также посредством предоставления федеральных субсидий.

2.2. Профессиональные образовательные организации

Среднее звено системы непрерывного художественного образования края представлено профессиональными образовательными организациями (далее – ПОО), подведомственными управлению Алтайского края по культуре и архивному делу: КГБПОУ «Алтайский краевой колледж культуры и искусств», КГБПОУ «Алтайский государственный музыкальный колледж» с филиалами в городах Бийске и Рубцовске, КГБ ПОУ «Новоалтайское государственное художественное училище (техникум)» с общим контингентом обучающихся 990 человек.

Востребованность у населения таких направлений обучения как изобразительное искусство и хореография благоприятно сказалась на конкурсной ситуации при приеме на обучение по соответствующему профилю в подведомственные ПОО и позволила обеспечить более качественный отбор абитуриентов.

Вместе с тем на протяжении ряда лет складывается низкая конкурсная ситуация при наборе на инструментальные специализации (фортепиано, струнные, народные, духовые инструменты). Это обусловлено объективными демографическими причинами, а также недостаточно системной работой ДШИ по профессиональной ориентации выпускников.

ПОО края в 2017 году выпущено 187 человек. Из них трудоустроились в отрасли 56% от общего количества выпускников, 39% – продолжили обучение.

Дефицит учебных площадей, общежитий, спортзалов и других объектов инфраструктуры ПОО существенно сдерживает открытие перспективных специальностей и специализаций, развитие контингента обучающихся. В ПОО края изношены и требуют значительного обновления инструментарий, сценические костюмы, оборудование.

На решение указанных проблем направлен ряд мероприятий по укреплению материально-технической базы ПОО, в том числе предоставление общежития филиалу КГБ ПОУ «Алтайский государственный музыкальный колледж» (далее – АлтГМК) в г. Бийске, проведение капитального ремонта здания АлтГМК, приобретение и ремонт дорогостоящих музыкальных инструментов.

Предоставление ведущим специалистам отрасли культуры служебного жилья в строящемся доме в г. Барнауле существенно расширит перспективы привлечения высококвалифицированных специалистов для отрасли культуры края.

2.3. Образовательные учреждения высшего образования

Высшее звено системы непрерывного художественного образования края представлено ФГБОУ ВО «Алтайский государственный институт культуры» (далее – АГИК), находящимся в ведении Министерства культуры Российской Федерации, с контингентом обучающихся 1589 человек, а также кафедрами творческой направленности образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации: ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» и ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет».

В образовательных учреждениях отрасли культуры Алтайского края работают преимущественно выпускники АГИК, а также профильных образовательных учреждений высшего образования других регионов России: ФГБОУ ВО «Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки», ФГБОУ ВО «Российская академия музыки имени Гнесиных», ФГБОУ ВО «Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского», ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова», ФГБОУ ВО «Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова» и ФГБОУ ВО «Уральская государственная консерватория имени М.П. Мусоргского».

Многолетние традиции деятельности ведущих вузов России, высокий конкурс при поступлении на обучение и квалифицированный кадровый состав образовательных организаций определяют качество подготовки выпускников.

С введением единого государственного экзамена по общеобразовательным программам вырос приток абитуриентов с высоким уровнем подготовки в АГИК из других регионов Сибири и ближнего зарубежья.

В современных условиях для дальнейшего развития кадрового потенциала отрасли культуры Алтайского края очевидна необходимость решения в крае вопросов более активной целевой контрактной подготовки специалистов.

2.4. Основные проблемы системы непрерывного художественного образования в Алтайском крае

Художественное образование является одним из необходимых условий формирования кадровых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный, интеллектуальный и духовный потенциал края для решения задач социально-экономического развития региона.

Успешность воспроизводства кадрового потенциала отрасли в рамках действующей системы непрерывного художественного образования зависит от эффективности работы всех ступеней профессионального образования в области искусств, и, прежде всего, первой (базовой) ступени – ДШИ.

По результатам анализа деятельности образовательных организаций края выявлены следующие проблемы:

отсутствие инструментов контроля за деятельностью ДШИ, снижающее эффективность работы учреждений;

несоответствие организации учебного процесса в ДШИ утвержденным ФГТ, в том числе сокращение перечня учебных предметов и объема часов по предпрофессиональным программам;

недостаточный приток молодых специалистов в учреждения культуры и образования;

отсутствие мер поддержки молодых специалистов;

дефицит педагогических кадров, в том числе руководящих работников;

недостаточное финансирование мероприятий по повышению профессионального уровня педагогических работников;

несоответствие материально-технической и информационно-методической базы образовательных учреждений современным требованиям к осуществлению образовательного процесса;

недостаточное оснащение образовательных организаций отрасли для работы с детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ.

Решение проблем системы непрерывного художественного образования требует согласованных между органами государственной власти и местного самоуправления организационно-управленческих действий, направленных на формирование на государственном и муниципальном уровне отношения к образованию в отрасли культуры как особо значимой сфере человеческой деятельности, крайне необходимой для развития общества.

3. Цель и задачи Концепции

Целью реализации Концепции является создание необходимых условий для сохранения и устойчивого развития системы непрерывного художественного образования отрасли культуры в Алтайском крае.

Для достижения основной цели Концепции необходимо решение следующих задач:

повышение значимости ДШИ по видам искусств в социокультурном пространстве края;

повышение качества образовательного процесса в образовательных учреждениях отрасли;

сохранение и развитие отечественных традиций по выявлению и обучению одаренных детей и создание условий для их дальнейшего профессионального становления;

развитие методического и творческого взаимодействия ДШИ с ПОО и учреждениями высшего образования отрасли культуры;

повышение профессионального уровня педагогических работников образовательных учреждений, в том числе посредством целевой подготовки кадров в подведомственных Министерству культуры Российской Федерации образовательных учреждениях;

обеспечение условий для стабильного обновления кадрового состава педагогических коллективов образовательных учреждений;

модернизация материально-технической базы образовательных учреждений;

совершенствование сложившейся модели методического руководства в области художественного образования края, в том числе активизация взаимодействия региона с федеральным ресурсным методическим центром по развитию образования в сфере культуры и искусства.

4. Прогноз ожидаемых результатов реализации Концепции

Меры по реализации настоящей Концепции позволят упрочить позиции системы художественного образования отрасли культуры края, повысить интерес граждан в приобщении детей к постижению различных видов искусства, обеспечить условия для выявления, воспитания и сопровождения талантливых детей и молодежи, формирования грамотной заинтересованной широкой аудитории зрителей и слушателей учреждений культуры и искусства.

Основные ожидаемые результаты реализации настоящей Концепции:

обеспечение стабильного развития уникальной трехуровневой системы непрерывного художественного образования края;

развитие интеллектуальных и творческих ресурсов региона посредством обеспечения талантливым детям и молодежи доступа к культурным и историческим ценностям, приобщение наибольшего количества детей и подростков к творческой деятельности;

повышение значимости ДШИ как социального института;

обеспечение необходимого уровня материально-технической оснащенности образовательных учреждений;

повышение эффективности в управлении ДШИ;

обеспечение учреждений культуры и образовательных учреждений отрасли высококвалифицированными кадрами.

5. Основные показатели реализации Концепции

Увеличение доли детей в возрасте от 7 до 15 лет включительно, обучающихся в ДШИ по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств (предпрофессиональным и общеразвивающим), от общего количества детей данного возраста в крае;

увеличение доли ДШИ из числа ДШИ, реализующих предпрофессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, на базе которых функционируют детские творческие коллективы – симфонические (камерные) оркестры, оркестры струнных, духовых, народных инструментов, эстрадные оркестры, хоровые коллективы;

увеличение доли адаптированных образовательных программ, по которым возможно обучение инвалидов и лиц с ОВЗ, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации в общей численности, реализуемых в ДШИ образовательных программ;

увеличение доли детей, обучающихся в ДШИ, привлекаемых к участию в различных творческих мероприятиях, в том числе международного, всероссийского и регионального значения, а также проводимых непосредственно ДШИ (мастер-классы, творческие встречи, концерты, выставки, театрализованные представления и т.д.), от общего числа детей, обучающихся в ДШИ;

увеличение доли выпускников ДШИ, закончивших освоение дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств и поступивших в ПОО или образовательные учреждения высшего образования на профильные образовательные программы в текущем году, от общего числа выпускников ДШИ, завершивших обучение по дополнительным предпрофессиональным программам;

увеличение удельного веса численности учебных помещений ДШИ, оснащенных современной учебной мебелью и техническими средствами обучения, интерактивными досками и музыкальными инструментами, компьютерными системами, а также оборудованных для обучающихся из числа лиц с ОВЗ и инвалидов;

увеличение удельного веса бюджетных средств, направляемых на обеспечение реализации предпрофессиональных программ в области искусств от общего объема бюджетных средств;

увеличение удельного веса объема финансовых средств, направляемых ДШИ на пополнение библиотечных фондов и повышение квалификации работников, от общего объема бюджетных и внебюджетных поступлений;

увеличение удельного веса заработной платы преподавателей ДШИ от среднемесячного дохода от трудовой деятельности в регионе;

увеличение доли преподавателей ДШИ с профильным высшим или средним профессиональным образованием в области того или иного вида искусств согласно учебной нагрузке по реализующимся в ДШИ предпрофессиональным программам и соответствующим учебным предметам.

Возврат к списку




Комментарии

Комментариев пока нет.


Видео
Телеканал «Катунь 24»

Фоторепортаж
Пресса
Алтайская правда

Форум ПРАВИТЕЛЬСТВА
Портнягин Константин Евгеньевич
Портнягин Константин Евгеньевич