«Алтайских пищевиков готовят к экспансии» («Коммерсант-Сибирь», 27 февраля 2015 г.)

Введенное в августе прошлого года эмбарго на отдельные виды импортных продуктов питания, с одной стороны, обеднило полки российских супермаркетов, а с другой — открыло новые возможности для отечественных производителей. Переработчики Алтайского края, одного из крупнейших поставщиков продовольствия в стране, не преминули этим воспользоваться. В регионе начали активно наращивать производство и расширять ассортимент импортозамещающей продукции.

До введения продовольственного эмбарго практически половина ассортимента сыров в Россию импортировалась. Чтобы занять освободившуюся нишу на рынке, алтайские производители уже в прошлом году увеличили выпуск сыра на 10 тыс. т (+18,4% к уровню 2013 года) и заняли лидирующую позицию в данном сегменте продовольственного рынка России. Кроме того, местные сыроделы освоили выпуск сразу несколько видов выпавшей из ассортиментной матрицы европейской продукции. Так, завод плавленых сыров «Плавыч» начал производить сырные крема и готовится к выпуску рассольных сыров. А компания «Рикон» освоила производство сыра для жарки, аналога кипрского халуми. По словам руководителя «Рикона» Олега Махнакова, к импортозамещению их подтолкнули покупатели, которые после введения эмбарго стали жаловаться на отсутствие нужной продукции на полках магазинов.

По данным руководителя краевого управления пищевой и перерабатывающей промышленности Татьяны Зелениной, в регионе добились рекордных показателей производства сливочного масла. В этом сегменте российского рынка доля импортной продукции также доходила до 45-47%. В ответ на сокращение зарубежных поставок алтайским молокоперерабатывающим предприятиям пришлось в 2014 году нарастить объемы производства масла более чем на треть, до 16 тыс. т. (+36,9% к уровню 2013 года).

Президент Союза зернопереработчиков Алтая Виктор Фоминых уверен, что в нынешних условиях местные производители вполне могут закрыть внутренние потребности страны, в том числе и по продукции зернопереработки. По данным Росстата, в 2014 году регион достиг исторических максимумов не только в производстве сыров и сливочного масла, но и круп, растительного масла, мясных полуфабрикатов, сухой молочной сыворотки. «Алтайский край сегодня поставляет до 70% произведенной муки, крупы и других продуктов в другие регионы и за рубеж. И мы готовы увеличить эти объемы», — подчеркнул господин Фоминых. Впрочем, оптимизм коллеги не разделяет глава Союза сыроделов Алтайского края Денис Зюзин. «Чтобы существенно нарастить производство собственной продовольственной продукции, понадобятся годы упорного труда и серьезная поддержка со стороны государства. Прежде всего, нужна долгосрочная программа развития сельхозпроизводства, пищевой и перерабатывающей промышленности, которая бы предусматривала льготное кредитование, введение единой системы налогообложения сельхозпроизводителей и переработчиков», — отметил он. Кроме того, по словам господина Зюзина, чтобы отечественная продукция действительно могла заместить импорт на полках магазинов, она должна попасть в торговые сети, которые сегодня выставляют жесткие условия для поставщиков: большие отсрочки платежей, бонусы за наличие товара на полках сетевых магазинов.

Поддержку, на которую так рассчитывают алтайские переработчики, краевые власти им обещают. В регионе уже принята «дорожная карта» по импортозамещению, которая предусматривает комплекс мер — от исследования регионального рынка, развития импортозамещающих производств, продвижения местной продукции до кадрового обеспечения. В регионе также рассчитывают, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию, федеральная поддержка продовольственного сектора в этом году не сократится. Уже известно, что алтайские аграрии получат господдержку, по объему превышающую дотации 2014 года. В частности, увеличится субсидирование коротких кредитов и поддержка молочного животноводства. «Импортозамещение дает нам хороший стимул и возможности для дальнейшей диверсификации экономики, создания новых производств, укрепления позиций наших производителей на рынке. Сложившаяся ситуация позволяет нам привлечь дополнительные инвестиции в развитие пищевой, перерабатывающей, биофармацевтической промышленности края. Будем активно этим заниматься», — подчеркнул губернатор Алтайского края Александр Карлин.

Что же касается попадания местных продуктов питания на полки магазинов крупных торговых сетей, то регион еще в конце прошлого года отработал новый формат продвижения своей продукции, организовав первую торгово-продовольственную биржу деловых контактов «АлтайПродМаркет». По мнению исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Андрея Карпова, возможность собрать в регионе-производителе представителей крупнейших национальных сетей и торговых эмиссаров из регионов-потребителей для прямого общения и подписания контрактов позволит решить не только имиджевые задачи. «Биржа открывает новые возможности для расширения присутствия на внутреннем рынке», — подчеркнул господин Карпов.

Форум поставщиков и ритейлеров уже принес первые результаты. Так, Барнаульская халвичная фабрика после участия в «АлтайПродМаркете» смогла расширить рынки сбыта своей продукции, подписав договор с розничной торговой сетью «Холидей». Продукция алтайских кондитеров уже появилась в магазинах ритейлера. Алтайский пчелоцентр существенно расширил ассортимент уже представленных сортов меда в торговых сетях «Магнит» и «О`Кей».

По итогам 2014 года индекс промышленного производства пищевых продуктов в Алтайском крае составил 104,1% к соответствующему уровню 2013 года. На господдержку предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности было направлено 412,2 млн руб., из которых более половины, 273,2 млн руб., на субсидирование краткосрочных кредитов.

Вета Киселева


Дата публикации: 03.03.2015 г.
Дата изменения: 03.03.2015 г.
Видео
Телеканал «Катунь 24»

Фоторепортаж
Пресса
Алтайская правда