Ползунов Иван Иванович (1729–1766)

polzhunov.jpg«Муж, делающий честь своему Отечеству», выдающийся изобретатель, создатель первого в мире пароатмосферного двигателя для приведения в действие заводских механизмов. Родился в Екатеринбурге, в семье солдата. Окончив словесную школу, И. Ползунов перешел в арифметическую, но еще до окончания ее, как один из лучших учащихся, был определен в «механические ученики» к механику Никите Бахореву (1742). Под его руководством получил хорошую практику в постройке, обслуживании и ремонте заводских и рудничных механизмов и машин. 19 декабря 1747 г. механики ученик И.И. Ползунов, в числе многих других с Екатеринбургского завода, подписал «клятвенное обещание» служить преданно и добросовестно на Колывано-Воскресенских заводах, принадлежавших лично императрице Елизавете Петровне.

640.hist84_1.jpg

640.hist85_1.jpg

Текст присяги о вступлении в службу и личная подпись
И.И. Ползунова при его переводе на Колывано-Воскресенские
заводы. 19 декабря 1747 г. ЦХАФ АК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 44. Л. 25, 26.

С начала 1748 г. И.И. Ползунов – гиттеншрейбер (плавильный писарь, ведавший учетом руды, флюсов, древесного угля, следивший за процессом плавки) на Барнаульском сереброплавильном заводе. Одновременно привлекался для выполнения различных поручений: выбора места и строительства Красноярской пристани на Чарыше, чертежных работ, выявления причины брака на Барнаульском стекольном заводе и т.д. В 1750 г. И.И. Ползунов произведен из гиттеншрейберов в унтер-шихтмейстеры (низший горнозаводской чин) и определен к обучению горным наукам и плавильному делу; практиковался на Колыванском заводе и Змеиногорском руднике. В 1759 г. он произведен в шихтмейстеры (первый офицерский чин).

640.hist86_1.jpg

Сургучные оттиски личных печатей, в том числе механика И. Ползунова.
3 апреля 1764 г. ЦХАФ АК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 386. Л. 197.

Занимаясь самообразованием, И.И. Ползунов стал одним из самых технически грамотных офицеров Колывано-Воскресенских заводов.

Весной 1763 г. он представил начальнику заводов А.И. Порошину проект «огненной машины». Идею пароатмосферного двигателя И.И. Ползунов взял из книги И. Шлаттера «Обстоятельное наставление рудному делу…» (СПб., 1760). Но его двигатель коренным образом отличался от английских одноцилиндровых – Севери и Ньюкомена. Двигатель Ползунова – двухцилиндровый, непрерывного действия, мог подавать дутье в печи, откачивать воду. Проект был представлен в Кабинет, о нем доложили императрице Екатерине II, она распорядилась произвести Ползунова в «механикусы с чином и званием инженерного капитан-поручика», наградить 400 руб. и, по возможности, направить на учебу в Академию наук.

Весной 1764 г. по решению Канцелярии Колывано-Воскресенского горного начальства И.И. Ползунов приступил к строительству машины, в 15 раз более мощной, чем по проекту 1763 г. Местом для строительства определили стекольный завод; котел, цилиндры и другие крупные детали делали в одном из цехов Барнаульского завода. Строительство большой машины (высотой около 11 м) сразу с листа, не опробованной даже на модели, без специалистов, ряда нужных станков потребовало огромного напряжения сил. 12 марта 1766 г. машина была построена, в апреле началась наладка 3-х плавильных печей около нее. За неделю до начала испытаний, 16 мая 1766 г. И.И. Ползунов скончался от чахотки. Похоронен на кладбище при Петропавловской церкви Барнаульского завода.

hist87_1.jpg

Чертеж продольного разреза огнедействующей машины механика
И.И. Ползунова, выполненный унтер-шихтмейстером Д. Левзиным.
[60-е гг. XVIII в.]. ЦХАФ АК. Ф. 50. Оп. 19. Д. 645.

hist88_1.jpg

Чертеж бокового разреза огнедействующей машины механика И.И. Ползунова. Б/г.

ЦХАФ АК. Ф. 50. Оп. 19. Д. 545.

Фролов Козьма Дмитриевич

(1726–1800)

Выдающийся изобретатель-гидротехник. Родился в Полевском заводе, на Урале, в семье мастерового. Службу начал в 1744 г. «горным учеником» (после окончания Полевской арифметической школы), был рудокопом, писарем, строителем конных водоподъемников для откачки воды из шахт. В 1758 г. К.Д. Фролов направлен на Воицкий рудник (близ Петрозаводска) для налаживания работ по промывке золота. В 1759 г. его назначили руководителем работ по добыче золота на Березовском руднике. В 1760 г. К.Д. Фролов изобрел самую производительную в то время золотопромывочную машину и в 1762 г. возглавил руководство всеми золотыми промыслами Урала. В том же году, по настоянию начальника Колывано-Воскресенских заводов А.И. Порошина, он переведен на Алтай для механизации Змеиногорского рудника. Здесь К.Д. Фролов построил 4 похверка (устройство для толчения и промывки (обогащения) руд), разместив их на одном деривационном канале и механизировав весь процесс толчения и промывки руды (1763–1770); на Вознесенской шахте построил подземную деривационную установку со «слоновым» колесом диаметром 18 метров, способным поднимать воду с глубины 63 метра (1783). Один из современников назвал это невиданное в мире сооружение «самым отважнейшим мероприятием». На этой же шахте в 1787 г. К.Д. Фролов установил по собственному проекту оригинальный рудоподъемник «патерностер». Гидротехнические сооружения Фролова не имели равных ни в России, ни за рубежом. В 1790 г. он назначен руководителем работ на всех рудниках Алтая.

hist89_1.jpg

Чертеж строений Змеиногорского рудника с показанием расположения
водопроводных штолен, каналов и водоотливных механизмов. Б/г.

ЦХАФ АК. Ф. 50. Оп. 18. Д. 1738.

В 1798 г. К.Д. Фролов подает прошение об отставке, по старости и состоянию здоровья. Кабинет удовлетворяет просьбу человека, «талантами подобного Ползунову». К.Д. Фролов остается лишь членом Горного совета. Весной 1800 г., приехав в Барнаул на очередное заседание, он умер. Похоронен на Нагорном кладбище. На одной из плит памятника на могиле К.Д. Фролова, установленного сыном Петром Козьмичем, были начертаны слова: «Не вечно все! Прохожий сам тому свидетель. Нетленны лишь одне заслуги, добродетель».

Дата публикации: 07.05.2010 г.
Дата изменения: 10.06.2010 г.
Видео
Телеканал «Катунь 24»

Фоторепортаж
Пресса
Алтайская правда